Путешественница Татьяна Гендель рассказала, как прожить за доллар в сутки и почему кенийские водители — самые сердобольные в мире

Автостопом по Африке

Брестчанка Татьяна Гендель когда-то поставила перед собой амбициозную цель — преодолеть автостопом 40 тысяч километров, расстояние, равное длине экватора. Она исколесила Европу, путешествовала по Непалу, Республике Тыва, покорила самый высокий перевал в Гималаях, а совсем недавно вернулась из Африки. Четыре месяца девушка путешествовала автостопом по Черному континенту. Длина экватора покорилась ей уже дважды, но останавливаться на достигнутом Татьяна не собирается. Корреспонденту «Р» она рассказала о том, как прожить за доллар в сутки, переночевать в полицейском участке и почему кенийские водители — самые сердобольные в мире.

— Мое увлечение автостопом началось в студенческие годы. Сначала я, желая сэкономить, добиралась попутками из Бреста в родной Каменец. Потом съездила в Минск, Витебск, Гомель. Затем были Питер, Москва, Киев. Ну и десятки других городов, — рассказывает путешественница. — Но четыре месяца в Африке — это самая экстремальная поездка. И о ней я могу рассказывать бесконечно…

Изначально ехать в Африку Татьяна не планировала, а собиралась посетить Индию. Но совершенно случайно нашла в интернете недорогие билеты в Кению. Предложила лететь своему другу — тот согласился. Перед поездкой девушка составила маршрут путешествия, отметив популярные туристические места региона: водопад Виктория, гору Килиманджаро, национальные парки и так далее. Впрочем, как часто случается, самое интересное путешественников ждало вдали от исхоженных туристических троп. За четыре месяца они, помимо Кении, побывали в Уганде, Танзании, Замбии и Намибии. И всюду путешествовали исключительно автостопом!

— В среднем мы тратили по доллару в день. Где-то больше, где-то меньше, — вспоминает Татьяна. — За эти деньги выжить можно. Купить кукурузную кашу, пюре из бананов или огромное количество фруктов. В Уганде, например, за  доллар можно приобрести 30 бананов. Но мы чаще всего покупали 6—7 бананов и парочку лепешек. В Уганде и Кении настоящий культ еды! Ее готовят прямо на улице, подбегают, предлагают что-то попробовать. Намибия более цивилизованна — там хорошие рестораны и кафе. Этакая африканская Европа.

Татьяна говорит, что, вопреки опасениям, путешествовать по Африке автостопом оказалось весьма удобно. Разумеется, за исключением мест, где проезжает одна машина в сутки. Более того, местные жители сами часто голосуют у дороги. Причиной тому нехватка общественного транспорта.

— Автостоп в Африке очень распространен, но специфичен — за поездку здесь принято платить. Поэтому, когда водители останавливались, чтобы нас подвезти, приходилось долго объяснять, что мы — путешественники, что у нас нет денег на проезд и жилье. Говорили, что мы ставим такой необычный эксперимент. Убедить местных жителей, что существуют белые люди, которые путешествуют фактически без денег, непросто. Удивительно, но лишь некоторые водители отказывались нас везти. В общем, за поездку мы не платили ни разу. И еще нас очень поразило, что многие в Африке абсолютно свободно говорят по-английски. Даже маленькие дети.

Впечатлили и кенийские водители. Сев к любому из них в машину,  автоматически попадаешь в разряд дорогих гостей. Можно не беспокоиться, где поесть и переночевать, — сердобольные шоферы все возьмут на себя. А если ваши пути расходятся, они непременно помогут поймать попутку или заселят в гостиницу. «Даже когда мы просили остановиться, чтобы разбить палатку, каждый водитель считал своим долгом нам помочь! Оставляли нас, лишь когда убеждались, что для ночлега мы выбрали безопасное место, что палатка установлена и мы ни в чем не нуждаемся. Такая искренняя забота нас очень тронула», — улыбается Татьяна.

Если в Кении самые сердобольные водители, то в Уганде — самые заботливые стражи порядка. Практически каждую ночь путешественники проводили в… полицейских участках. Все началось с того, что местным жителям белые туристы, голосующие у трассы, показались странными, и они вызвали полицию.

— Нас привезли в участок, — вспоминает Татьяна. — Мы даже не знали, что говорить, как себя вести. И тут выходит самый главный полицейский. Улыбается широко и искренне. Пожимает нам руки, приглашает пройти, оставить записи в книге почетных гостей. Мы опять же говорим, что учимся в университете, что ставим эксперимент, путешествуя по Африке автостопом с минимальным количеством денег. Полицейский предлагает разбить палатку прямо во дворе.

Полицейский участок в Уганде — это охраняемый мини-поселок, где живут все сотрудники со своими семьями. Иногда — в хороших домах, иногда — в обычных хижинах. Здесь же содержат скот, рядом ютятся и задержанные нарушители. Оценив гостеприимство правоохранителей, ребята каждую ночь проводили в палатке на территории полицейских участков. Отказали им только один раз!

— Тем участком руководила женщина. Она сказала, что не имеет права разрешить нам разбить палатку. Но и вышвырнуть нас на улицу она не могла. Пока мы болтали с другими полицейскими, полисвумен всячески пыталась нас где-то пристроить на ночлег. В итоге сказала, что ночь мы проведем в гостинице, принадлежащей ее 90-летней подруге. И денег с нас за это не возьмут. И действительно, мы попали в хороший отель. Нас накормили ужином, утром предложили завтрак и не взяли ни цента. Вот такое оно — африканское гостеприимство, — рассказывает Татьяна Гендель.

От общения с местными жителями у путешественников остались исключительно приятные впечатления. Да, в популярных у туристов местах торговцы слишком задирают цены, бывают чересчур навязчивы и даже хитры. Например, кокос стоит 20 центов, а туристам его пытаются продать за 4—5 евро. Но это мелочи, убеждена Татьяна. За четыре месяца с ними случилось только одно серьезное ЧП: ребят ограбили. Произошло это за пару дней до вылета в Виндхуке, столице Намибии, недалеко от полицейского участка.

— Среди бела дня к нам подошли двое ребят. Один из них приставил мне к горлу нож и очень вежливо сказал: «Не переживай, ничего плохого с тобой не случится, если ты мне прямо сейчас отдашь свой рюкзак». Я, конечно, отдала, — вспоминает Татьяна. — Там у меня были последние 15 долларов, паспорт, билеты на самолет до Берлина. В рюкзаке Егора лежала зеркальная фотокамера. Увидев ее, грабители схватили рюкзаки и побежали. Егор пытался их догнать, бросал камни, кричал, чтобы вернули паспорта. Паспорта и билеты они вернули, но при этом порезали Егора ножом. Полиция, разумеется, ничем нам не помогла, а моего друга отвезли в больницу. Там ему наложили несколько швов и сказали, что мы еще легко отделались. А вообще, среди местных грабителей принято возвращать паспорта, сим-карты и даже флеш-карты от фотоаппаратов.

За время путешествия ребята увидели многие популярные туристические места. Убегали от буйволов, наблюдали у своей палатки за жирафами и зебрами. Впрочем, путешественников зачастую поражало не богатство и разнообразие природы, а необычные люди и даже целые племена.

— Мы узнали, что где-то в Уганде есть термальные источники. Решили поехать. Добирались три дня. Когда приехали, были очень удивлены. Нам показалось, что в этих местах белого человека не видели несколько десятилетий. Завидев нас, малыши начинали плакать, а местные жители следовали за нами неотступно. Практически всей деревней. Даже когда мы мылись, за процедурой наблюдали десятки человек, — улыбается Таня.

Уже с самого утра у палатки ребят собирались аборигены. Они рассаживались по местам, для старейшины приносили лавочку и ждали, когда Татьяна и Егор проснутся. Что бы гости ни делали, за ними строго следили. Сперва такое внимание напрягало, но скоро ребята смирились и перестали обращать внимание. Расходились зрители, лишь когда темнело и туристы отправлялись спать в свою палатку.

Татьяна рассказала, что четырехмесячное путешествие по Африке обошлось ей в 1060 долларов. Из них 830 долларов ушло на визы и перелеты. На свои поездки девушка зарабатывает фрилансом — пишет статьи для сайтов и журналов, продает фотографии. В поездки по Старому Свету всегда берет с собой флейту. «Играть я толком не умею, — признается девушка, — но выучила несколько мелодий. В Европе игрой на инструменте можно заработать 10—20 евро в час».

Вернувшись на родину, Татьяна решила написать книгу о приключениях в Африке. Работа в самом разгаре. О новых путешествиях всерьез пока не думает — нужно поправить пошатнувшееся здоровье. Но признается, что следующее место, куда она мечтает отправиться, — Северная Америка.