Если вы решили купить машину, самое время сделать это

Авторынок перегрелся

Наш автомобильный рынок — этакое экономическое чудо. До недавнего времени здесь действовал принцип: куплю “бэушку”, откатаюсь пару лет, продам с накруткой. Парадокс. Но это работало. В худшем случае продавали “почем брали” или с минимальными потерями. Сейчас, похоже, ситуация меняется.

Фото с сайта www.knews.kg

Первая попытка автолюбителя Максима Иванейко подзаработать на продаже машин провалилась. Перед повышением таможенных пошлин в 2011 году пригнал автомобиль из Литвы. С деньгами было не ахти, так что взял бюджетный вариант: все равно, мол, продастся. Выбор пал на Opel Zafira 2002 года с объемом двигателя 2 л — 3 тысячи евро плюс растаможка — 800 евро (сейчас, к слову, ее растаможка обошлась бы в 9,6 тысячи евро). Как и все, рассчитывал, что к нам приедут россияне:

— Но рынок ушел в спячку. Я понял, что за 8 тысяч машину вряд ли продам: из наших, кто хотел — закупился. Несколько месяцев назад сбыл ее знакомому за 4,5 тысячи долларов. Срочно нужны были деньги: примерно этой суммы не хватало для покупки Renault Sandero из салона.

Новый автомобиль Иван приобретал не у нас, отправился за ним в Россию — после девальвации цены там стали очень привлекательными.

Бросок на восток


В конце прошлого года народ массово рванул в Россию за дешевыми автомобилями. По данным Государственного таможенного комитета, в декабре наши граждане пригнали из России около 48 тысяч машин, в то время как за предыдущие 11 месяцев — 43 тысячи. Рынок был пресыщен уже после “закупок” в 2010—2011 годах в Западной Европе и США, сейчас — новый бум, только география привоза изменилась. Перегонщик Алексей, пару месяцев назад переключившийся на новое направление, рассказывает:

— Главный фактор —  привлекательная цена: в среднем ее разница на автомобили стоимостью до 20 тысяч долларов составляет 3—7 тысяч долларов, а на машины подороже счет и вовсе может идти на десятки тысяч “зеленых”.

Это ощутимо “продемпинговало” наш авторынок почти по всем сегментам: и новые машины, и “бэушки” до семи лет, и даже автомобили постарше, которых ввозилось гораздо меньше. Продавцов, не успевших сбыть машины по старым ценам, это не радует. Например, за год стоимость BMW X5 2004 года выпуска упала с 22 тысяч долларов до 15 тысяч. Audi A4 2004 года подешевела примерно на 30 процентов — сегодня ее предлагают в среднем за 8 тысяч. Стоимость Mazda 626 1995 года выпуска снизилась с 4 до 2,8 тысячи долларов.


Цена зависит от желания


Даже такая распродажа не привлекла внимания покупателей. Последние копилки были разбиты ради новеньких российских машин. Продажи “бэушек” серьезно просели, утверждает директор автохауса MyCar Евгений Прокопчик:

— Спрос упал на 50—60 процентов. В основном машины продаются через систему trade-in: клиент привозит свой автомобиль, доплачивает и покупает новый. Берут преимущественно машины от 2005 года выпуска и младше стоимостью до 200 млн рублей. Продаются сейчас автомобили по российским ценам. Думаю, стоимость машин будет снижаться дальше: пока новый автомобиль корейского производства можно купить за 12 тысяч долларов, подержанные машины такого же класса не могут стоить столько же. Как только наши продавцы начнут снижать стоимость исходя из цен на новые автомобили, покупателей станет больше.

В том, что рынок не уйдет в спячку, уверены многие. Но при условии, что цены и дальше пойдут вниз и к лету сформируются окончательно. Пока же можно встретить одну и ту же машину с ценовой разницей, составляющей несколько тысяч долларов. И дело здесь не в ее состоянии, объясняет оценщик автомобилей нескольких автосалонов Дмитрий Хлыстов:

— Ценник зависит от того, за сколько автомобиль готовы купить, и от желания продавца избавиться от него. Многие хотели бы продать свою машину, но задорого, а если не продастся, то задешево лучше будут сами ездить на ней.  Те, кто хочет машину продать поскорее, дают адекватный в нынешних реалиях ценник и получают деньги быстро.

Автохаусам придется туго


Меняется тенденция и с местом покупки автомобиля. То, что все большую популярность набирают автосалоны, очевидно. Здесь и сервисная гарантия, и определенная защита от мошенников.

Тем, кто хочет модель постарше, выбирать остается между авторынком, автохаусом и интернет-площадками.

— У комиссионных магазинов есть свои преимущества — юридическая чистота сделки и диагностика на СТО в любое время. Из минусов — стоимость машин зачастую куда выше, чем на рынке или в интернете. Кроме того, нельзя пообщаться с прежним владельцем автомобиля, — объясняет Дмитрий Хлыстов. — Сейчас автохаусам работать сложно. Раньше люди обращались туда, потому что могли получить дополнительные услуги. К примеру, кредит. Но сегодня ставки очень высокие.
Если выбирать между авторынком и объявлениями в интернете, нужно учитывать несколько моментов, продолжает эксперт:

— В сети можно найти ту же модель дешевле, чем на “живой” площадке для продажи, но нужно понимать, что машина, вероятнее всего, не будет готова к продаже. А для наших граждан это весомый аргумент: даже покупая машину 1994 года, они хотят, чтобы она выглядела, как из салона. За таким вариантом следует отправляться на авторынки в Ждановичи или Малиновку.

Для покупателей настали хорошие времена: стоимость машин упала, выбор большой. Вскоре цены станут стабильнее. Какими они будут, зависит от курса российского рубля и евро. Похоже, наш авторынок ждет серьезная перестройка. Придется, наконец, признать: машина — не капиталовложение. Пора автомобилистам поумерить свои аппетиты.

По данным Белстата, импорт автомобилей обошелся нам в 1,794 долларов. Это на 648 млн больше по сравнению с 2013 годом
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter