Авторское вознаграждение

В 1996 году санкт-петербургский "Оптический журнал" отмечал юбилей.
В 1996 году санкт-петербургский "Оптический журнал" отмечал юбилей. И его главный редактор член-корреспондент Российской академии наук Александр Бонч-Бруевич обратился к белорусским коллегам-лазерщикам Института молекулярной и атомной физики Национальной академии наук и НИИ прикладных физических проблем им. А.Н.Севченко при БГУ с просьбой прислать статьи в юбилейный номер. Конечно, просьба была услышана и исполнена в лучшем виде. Научные трактаты подписали дважды лауреат Государственной премии Беларуси ныне покойный профессор Леонид Минько, лауреаты Госпремии доктор наук Виктор Гончаров и кандидат наук Александр Чумаков, а также кандидаты физико-математических наук Владимир Насонов и Михаил Пузырев.

Как и всякий труд, написание статей предполагает авторское вознаграждение. Но тут вышла неувязка.

Валютные операции между Российским авторским обществом и существовавшим до сентября прошлого года в Беларуси Комитетом по авторским и смежным правам то и дело приостанавливались, и выплата денег белорусским ученым задерживалась. Кстати, после ликвидации комитета и образования Республиканского унитарного предприятия интеллектуальной собственности ситуация не улучшилась. Российское авторское общество новую организацию просто-напросто не признает. Впрочем, это детали. В нашей истории авторы в конце концов махнули на причитающиеся им 15 - 20 долларов рукой и постарались о неприятном инциденте позабыть.

Но не прошло и 6 лет, как двух из них, Михаила Пузырева и Владимира Насонова, вызвали в налоговые инспекции и предъявили к оплате незадекларированную сумму налогов на доходы из-за рубежа, якобы полученные в 2001 году, и полагающийся за это штраф. "Помилуйте, - недоумевал старший научный сотрудник НИИ прикладных физических проблем им. А.Н.Севченко при БГУ Михаил Пузырев, - никаких денег из России в глаза не видел". На это ему сказали недвусмысленно: "Или платите, или подавайте в суд".

Владимир Насонов решил прежде прояснить ситуацию, откуда деньги-то наконец свалились и в чей карман. По сведениям известного московского банка "Диалог-Оптим", в начале 2001 года энная сумма перечислена на имя Владимира Ильича Насонова, но родившегося на 13 с половиной лет позже, чем автор статьи. Российское авторское общество, отправлявшее гонорар в банк, адресовало его еще одному Владимиру Насонову, оказавшемуся младше белорусского ученого на 7 месяцев и 13 дней. Пожалуй, это обстоятельство, то бишь наличие "тройников", ни одному из которых даже теоретически не могли быть выданы деньги, спасло реального Насонова от незаслуженного наказания. Михаил Пузырев, воодушевившись положительным опытом коллеги, просто отказался платить и штраф, и доначисленный налог. И районная инспекция вынуждена была послать запрос в министерство по налогам и сборам России. Однако вряд ли исход дела был столь благополучен, если бы на месте именитых ученых оказались рядовые граждане.

Но как могла случиться такая из ряда вон выходящая ситуация? Очень просто. Начисляя деньги гражданам, российские организации подают сведения в Министерство по налогам и сборам, не уведомляя его, однако получены ли они адресатом. А как сказала заместитель начальника отдела декларирования доходов и имущества физических лиц инспекции Советского района МНС Наталья Клецова, сведения МНС России являются официальной информацией, достоверность которой трудно подвергать сомнению. Да, но в жизни есть масса нюансов. Например, в Республиканском унитарном предприятии интеллектуальной собственности за 3,5 года значится больше 3 тысяч авторов, публиковавших статьи в различных журналах, но так и не получивших по сей день за это причитающееся вознаграждение. Неужели все они - потенциальные заложники неурегулированности важнейших нюансов взаимоотношений российских и белорусских налоговых служб?

Кстати, на днях мы получили письмо от спортсмена-ветерана из Гродно Сергея Гаевого, с которым после выступлений в российском городе Череповце, где он не выиграл ни одного приза, произошел совершенно аналогичный случай. Налоговая инспекция предъявила ему штраф 10 тысяч белорусских рублей за якобы тайно (!!) полученные 436 российских рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter