Автоответчик

Продолжаем публикацию детектива Петра АКИМОВА.
Продолжаем публикацию детектива Петра АКИМОВА. Начало в N 130.

- Какие саботажники? - Выприцкий за уголки взял у Кузнецовой пустую папку и оглянулся, ища во что ее завернуть.

- Разные. Пойдемте на кухню. Мне тяжело здесь.

- Заглянете в спальню? Его там нет.

- Нет... Впрочем, ладно.

Оглядев скомканную кровать и валявшиеся рядом носки и брюки, Кузнецова опять уверенно покачала головой

: - Нет, он не ждал женщину. Белье несвежее, пепельница полная. Цветов, конфет и шампанского нет... Он как-то пытался меня уломать, и я знаю, как он готовится к приему дамы. Нет, это был деловой визит, связанный со страхованием. Видимо, Дима откопал такое, об опасности чего и сам не догадывался.

Выйдя в прихожую, Кузнецова присела на корточки перед стеллажом и увидела за пустой полкой распахнутую фанерную дверцу. Она была оклеена обоями и не столько защищала, сколько прятала узкую нишу в стене. Пустую.

- Что значит "откопал"? - спросил Выприцкий, когда они вернулись на кухню. - И какие такие саботажники?

Во взгляде Кузнецовой он видел тот же мстительный охотничий азарт, который порой горел в глазах его коллег. Тот, кто хочет замести следы, смотрит иначе. А Надежда, сосредоточенно размышляя, достала из своего портфельчика блокнот, открыла его на чистой странице и, написав: "N 1: Саботажники", объяснила

: - Консультант - это зеркало. Его нанимают, чтобы знать, как работа фирмы выглядит со стороны. Дима был очень честным зеркалом. И если "уши" фирмы были грязными, то он так и говорил. Я его столько раз предупреждала: "Не дразни! Доиграешься! Вокруг полно шизиков!" Но он иначе не мог.

- Чего не мог?

- Не мог терпеть бестолочей и лодырей. Они ему, как быку - красное. А ведь обычная страховая компания на 80 процентов состоит из чисто советских бюрократов. Четверть из них - абсолютные никчемушники. Дима их называл импотентами. Им сколько ни плати, сколько их ни уговаривай, но работать они не смогут. Дима как паретчик умел их выявлять. А кому же это понравится? Вот и довоевался.

- Как кто вы сказали? Каретчик?

- Паретчик. Вы знаете о принципе Парето? В общем, эмпирически выведено: 80 процентов результата - от 20 процентов причин... Вот у вас, в милиции, тоже по принципу Парето: если не нашли виновного за два-три дня, то - "висяк", так? Нет смысла заниматься. Либо само потом всплывет, либо вечный "глухарь". Так и везде. И в страховании: 80 процентов прибыли забирают на рынке 20 процентов компаний. И внутри фирм: 80 процентов прибыли обеспечивают 20 процентов сотрудников и 80 процентов мешающих фирме проблем - тоже от 20 процентов работников. Причем эффективность работы определяют именно последние - самые ленивые и неумелые.

- Не понял? - Игорь насупился. Нечто в этом роде ему не раз говорили начальники. Конечно, слов "принцип Парето" в "ментуре" не употребляли. Но суть та же: если дело, не стоящее на контроле у начальства, не пошло сразу, то не хрен с ним возиться. Толк будет вряд ли, но зато уплывет то, что можно раскрыть влет. Процент раскрываемости обеспечивался именно за счет "пенки". А для Выприцкого любое дело, в которое он влез, - как заноза. Он не мог переключиться, пока все в нем не раскопает. Поэтому фигурировал среди тех, кто "сажает" отчетность. Среди лентяев и бездарей. - Как это: ленивые определяют эффективность?

Кузнецова представляла себе служебные трудности сыщика. И знала, чем ему помочь. Но момент для непрошеных советов был неподходящий. Поэтому она объяснила отвлеченно

: - Это как в турпоходе, когда люди идут в связке: скорость группы не может быть быстрее, чем у самого медленного. Понимаете? Скорость группы определяют самые тихоходные. Но в бизнесе тихоходы маскируются. Чтобы скрыть немочь, они (часто бессознательно) мешают работящим и одаренным. Подсиживают, врут и т.п. Лишь бы сохранить должности и оклады. К тому же любая система или фирма без благотворного влияния извне стремится к хаосу и застою. А Дима, как и любой консультант, словно олицетворение рынка. Он провоцировал самовыявление узких мест и самых вредных сотрудников. Как лиса в курятнике: она устраивает переполох - и сразу видны прорехи в ограде и самые неповоротливые куры. Вы себе не представляете, как благотворно сказывается одно появление консультанта в фирме! Каждый, кто может что-то улучшить, немедленно начинает крутиться энергичнее. Чтобы его не ткнули носом. И Дима это умел. То есть умел растормошить болото.

Но, как большинство талантливых людей, он не умел терпеть чужую глупость... А людей нельзя, опасно обижать. Импотент не виноват. И считает, что он-то на высоте. Это-де бабы, то есть клиенты, неправильные. Но Дима, как все фанатики, с этим не считается. Одно его определение "импотент-саботажник" чего стоит! Поэтому и врагов - тех, у кого из-за Димы не только должность была под угрозой, но и самолюбие страдало, - хватало.

- Похоже, он был склочник. А вы что, его не одобряли?

- У меня другая работа, - объяснила Надежда. - Если бы я говорила клиентам, каковы они со стороны... А Диме платили именно за склочность. То, что для меня - вежливость, для него - вранье. Но он все-таки перебарщивал. Бездарный человек не виноват, что не понимает своего призвания или не умеет эффективно работать. Хотя... С другой стороны, что делать, если человек не хочет или не может работать, а за должность цепляется? Над нами, агентами, сто начальников, у всех секретарши, кабинеты, толку от них чуть, а кто отдувается? Мы!.. Но все равно. Нельзя людей загонять в угол. Нельзя.

- Ясно. И кого же он загнал? Кого конкретно? Кто его враги? - спросил Игорь, тоже доставая блокнотик. Он оценил версию. Сослуживцы, нравившиеся начальству, его самого бесили. Показушники. А проверяющие из ГУВД были сплошь верхоглядами и бестолочами. Так что он понимал недругов Краевского. Он бы и сам под горячую руку кое-кого из проверяльщиков с радостью замочил.

- Минутку... Дима одновременно обслуживал 10 - 12 фирм. Одних по рекламе, других - по инвентаризации ресурсов, в третьих обучал агентов, в четвертых - что-то еще. Модернизация системы оплаты, например. Во многих компаниях платят плохо... Не "мало", а "плохо". Не так, как полезно делу, а так, как легче бухгалтерии. Кстати, он, когда мне звонил, сказал, что придумал суперпродукт: страховку, которая гарантирует прибыль при любых тарифах и любом числе клиентов, обеспечивает самоокупаемую рекламу и массу желающих застраховаться... Представляете, на сколько такая разработка потянет? Кстати, если скоро на рынке что-то такое объявится, вот вам и подсказка. Но пока... Наверное, будет проще, если вы мне дадите послушать записи на автоответчике. Только лучше здесь, на кухне. Мне страшно там...

- Хорошо, - сказал Выприцкий и пошел за аппаратом.

(Продолжение следует.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter