Автомобиль цвета безопасности

Характер водителя легко распознать по цвету его авто?
Характер водителя легко распознать по цвету его авто?

Мой первый автомобиль был ярко-красным с тем оттенком теплоты, которым обладает свежая артериальная кровь. Не зря же и назывался этот цвет "коррида". Хотя тот мой выбор был делом случая, в машине я чувствовал себя комфортно, как бы частью целого. Пять лет, на которые пришлись самые мои интересные автопутешествия, пронеслись без аварий и ДТП, поскольку правил никогда осознанно не нарушал, хотя порой и любил резко надавить на газ. Чего не скажешь о последующих годах, проезженных в оливковых "Жигулях". Впрочем, очередная смена автомобиля - он оказался ярко-вишневого цвета - все вернула на круги своя.

Столь интимные воспоминания можно было бы не выносить на газетную полосу, если бы в автолюбительской среде всерьез не зашел разговор о том, что по цвету машины можно распознать характер водителя. А значит, и предполагать с большой долей вероятности, чего ждать от него на дороге. Подобные гипотезы стали как бы продолжением того почерпнутого из зарубежных источников мнения, будто машины красного и других ярких цветов реже попадают в ДТП. Изначально это объяснялось тем, что, мол, они заметнее на шоссе. Теперь появились попытки доказать, что дело еще и в характере водителей ярких авто.

Однако как быть в таком случае с индивидуальными пристрастиями? К примеру, как пояснили мне в "фордовском" центре в Минске, многие покупатели "мондео" и "фокусов" предпочитают фирменный темно-синий цвет. А вот что касается "фиатов", то тут выбор зависит от многих факторов: какая модель приглянулась покупателю, женщина будет за рулем или мужчина. "Прекрасные амазонки", например, предпочитают яркие желтые, оранжевые "пунто", деловые люди - серебристые "стило", а "Альфа-Ромео" должна быть, конечно, только ярко-красной.

Но что за всем этим в действительности? Ответ я попытался найти у психологов. Как пояснила аспирант кафедры психологии Белгоспедуниверситета Светлана Ступиш, действительно есть определенная опосредованная связь между особенностями той или иной личности и цветовыми предпочтениями. Ее позволяет выявить, например, тест Люшера. Правда, речь идет о сиюминутном психологическом состоянии. И лишь если эти состояния достаточно длительны, можно говорить о некоей закономерности. Очевидно, с этой точки зрения и следует рассматривать тот факт, что женщины зачастую предпочитают яркие цвета, а мужчины - более нейтральные темные. Не потому ли, что представительницы прекрасного пола более эмоциональны, в то время как сильного - тщательнее контролируют ситуацию? Все это в полной мере относится и к поведению за рулем.

Однако есть у этой "медали" и оборотная сторона: цвет автомобиля сам опосредованно влияет на поведение водителя - ведь сказывается же тон интерьера квартиры на вашем душевном состоянии? Светло-зеленый успокаивает, тогда как красный, фиолетовый будят спрятанную в глубине души агрессивность... Черный цвет, напротив, более нейтрален, а яркие желтый, оранжевый просто поднимают настроение, в том числе тому, кто за рулем. А в хорошем настроении водитель, как известно, более склонен учитывать интересы коллег по дорожному движению.

Так что же, пусть и неочевидная, но связь между цветом автомобиля и поведением его водителя есть? Если проводить эксперимент в чистом виде, то, пожалуй, да. Но дело в том, что жизнь, как правило, вносит свои коррективы. Например, мы в большинстве своем еще недостаточно состоятельны, чтобы покупать новые автомобили, а при покупке подержанного цвет обычно играет второстепенную роль. А как быть с наемным водителем? Наконец, практически все фирмы не зря оформляют салоны своих автомобилей в неброских, спокойных тонах - чтобы ничто не отвлекало шоферов.

Очевидно, в силу подобных причин в ГАИ не поддержали однозначно "цветовую" теорию поведения водителей на дороге. Более того, этого не дает сделать статистика. Как ни странно, самым "аварийным" цветом оказался белый, впритык идет красный. А самый безопасный - "агрессивный" фиолетовый. Так что, пожалуй, утверждать, что в реальной жизни цвет автомобиля влияет на характер водителя больше, чем, скажем, солнечная активность, сегодня достоверно не сможет никто. "Ведь автомобили тех 4 - 5 цветов, которые чаще всего попадают в аварии, являются и самыми распространенными", - констатирует научный сотрудник отдела исследования проблем безопасности дорожного движения УГАИ МВД Владимир Бируля.

Впрочем, сам факт, что "цветовая" статистика ведется, уже свидетельствует о том, что исследователи какие-то взаимосвязи предполагают. А значит, возможно, когда-нибудь мы будем четко знать, что если повстречался, предположим, красный автомобиль, то ему лучше уступить дорогу. От греха подальше.

Самое аварийное транспортное средство

ВАЗ или "Фольксваген" белого цвета, старше 3 лет, технически исправный.

Самый опасный водитель

Водитель в возрасте 19 - 23 лет со стажем до года, превышающий разрешенную скорость движения.

Самое опасное место

В населенных пунктах - нерегулируемый перекресток.

За городом - горизонтальный прямой участок дороги республиканского значения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter