Конечно, мировой автопром (не только белорусский) переживает не лучшие времена: разрыв логистических цепочек, дефицит электронных комплектующих, подорожание сырья… Машины дорожают во всем мире. Насколько оправданно? Сложный вопрос. В белорусской реальности по факту оказалось, что все-таки можно найти резервы для сдерживания цен. Не прошло и двух дней после совещания у Главы государства, как СЗАО «БЕЛДЖИ» объявило о скидках на свои автомобили, и весьма существенных — до 15 процентов.
Действительно, по ценам, которые предлагались в апреле, автомобили оказались не очень востребованы среди белорусов. Наши люди вообще вдумчиво относятся к приобретению товаров длительного пользования. А в нынешней ситуации осторожничают вдвойне. Конечно, на фоне дефицита машин можно и ценник повыше выставить, но тогда рискуешь остаться без продаж. За апрель реализация автомобилей в целом по рынку упала в три раза, и СЗАО «БЕЛДЖИ» не стало исключением. В мае отрицательная динамика продолжилась.
Директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский признал, что необходимо оживлять рынок и увеличивать продажи. И снижение цен должно сыграть на пользу предприятию, которое сможет заполнить нишу ушедших (или уходящих) производителей и зарабатывать за счет увеличения объемов продаж и производства.
Бонус для покупателей, судя по всему, только начало процесса отката цен обратно, на приемлемый для покупателей уровень. Как отметил Президент, надо искать возможности для снижения себестоимости. Находить выходы, а не идти вслед за рынком, который, будем говорить прямо, в других странах носит немалую долю спекулятивной составляющей. Но в Беларуси иные правила игры. И под них, несмотря на мировую конъюнктуру, придется подстраиваться, особенно белорусским производителям. Тем более когда наши предприятия просят государственной поддержки в той или иной форме, каких-то преференций, всегда оперируют своей социальной ответственностью и общественной пользой для потребителей. Сегодня тот случай, когда слова надо конвертировать в конкретные действия.
volchkov@sb.by