Только в проошлом году зафиксировано почти 400 случаем, когда водители, совершившие ДТП, скрывались с места происшествия

Автомобиль и психология

О дорожных происшествиях
Бешено мчащийся автомобиль сбивает женщину на пешеходном переходе и стремительно уносится прочь. Кадры с видеорегистратора шокируют. Так же, как и последующий комментарий телеведущего. Гражданин, поспешно уехавший с места ДТП, вскоре, дабы скрыть следы преступления, сжег машину. И при задержании отрицал свою причастность к аварии со смертельным исходом...

Увы, только в прошлом году зафиксирован 391 случай, когда люди, совершившие ДТП, исчезали с места происшествия. Тогда в подобных авариях серьезно пострадали 342 человека, 76 — погибли.

Как показывает практика, в такой ситуации у водителей–нарушителей шансы уйти от возмездия более чем мизерны: 97 процентов «беглецов» выявляются сотрудниками ГАИ, что называется, по горячим следам. И подвергаются серьезным наказаниям. Эти наказания постоянно ужесточаются. И не только в отношении тех, кто пытается скрыться с места аварии. Но и применительно ко всем участникам дорожного движения, нарушающим его правила. Вот–вот в Парламенте будет принят законопроект об усилении ответственности пьяных водителей. Еще один шаг к улучшению ситуации на наших дорогах. Они весьма и весьма оживлены: в стране более 3 миллионов автомобилей — около 170 на 1.000 жителей. Это больше, чем в любом из государств СНГ. Однако, на мой взгляд, наряду с применением жестких карательных мер необходимы еще и некие подвижки в психологии участников дорожного движения. В первую очередь, конечно, водителей. Ведь подавляющее большинство нарушителей вроде вменяемые граждане. Которые тем не менее превышают скорость, едут на красный, пересекают сплошную полосу, иной раз садятся за руль подшофе, скрываются с мест ДТП. Со всеми вытекающими чудовищными последствиями. Налицо, по моему мнению, не только игнорирование каких–то регламентационных установок, но, если хотите, — дефицит моральной ответственности. А ее, как известно, архисложно отрегулировать какими–либо нормативными и законодательными актами.

27 декабря 2012 года на шоссе под Киевом известный продюсер и композитор Константин Меладзе, управляя автомобилем, насмерть сбил 30–летнюю женщину. Ехал, не превышая разрешенную скорость. Трезвый. Сам вызвал «скорую». После почти полугодового разбирательства начальник центра общественных связей ГУ МВД Украины Николай Жукович заявил, что Меладзе «проходит свидетелем по делу ДТП со смертельным исходом». То есть имел место несчастный случай. Тем не менее продюсер перечислил родственникам погибшей 30.000 долларов и взял на себя обязательство содержать двоих детей погибшей до их совершеннолетия.

Похожая трагедия произошла несколько лет назад в Бресте. Правда, без громкой огласки, ибо фигурантом был не публичный человек, а рядовой гражданин. Прямо под колеса автомобиля, за рулем которого он находился, из подворотни выбежала маленькая девочка. Погибла мгновенно. Водителя признали невиновным. Но он решил, что должен взять на себя все расходы по организации похорон и выплатить семье ребенка значительную сумму...

Надеюсь, читатель понимает, что речь здесь, по большому счету, не о деньгах. А о той самой моральной ответственности, которая не покидает человека даже тогда, когда есть официальное решение о неподсудности его деяния по статье закона.

К сожалению, такие примеры немногочисленны. Некоторое время назад наша Госавтоинспекция преобразилась. Сегодня на дороге с радаром и жезлом — офицер. Обычно — блестящий профессионал. Заключения о ДТП, как правило, безукоризненно точны. А потому виновники аварий нечасто оспаривают решения судов, где эти заключения — основополагающий документ. Но, даже признав справедливость наказания, далеко не все провинившиеся спешат принести извинения потерпевшим, их семьям, не говоря уже о более серьезных движениях и действиях. Те же, кого по той или иной причине оправдывают, нередко и вовсе предпочитают находиться «за скобками».

...Понятно, какая чаша весов умозрительно более приоритетна. Та, на которой мощь сурового наказания. Или — вроде как с эфемерными нравственно–психологическими посылами. Однако, как мне кажется, эти посылы весьма важны. Тем более что все мы, как говорится, под богом ходим. А потому уверен: каждый, кто садится за руль, должен помнить не только о различных санкциях за всевозможные нарушения, но в первую очередь думать о людях, чьи здоровье, жизнь с этой минуты зависят от его состояния и поведения на дороге.

Советская Белоруссия №108 (24245). Пятница, 14 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter