Автобан из местных материалов

«Белавтодор» обсудил ход внедрения НИОКР, завершенных в 2009 году

Научные разработки не должны пылиться на полке, а обязаны максимально быстро приносить экономический эффект

На очередной коллегии департамента «Белавтодор» был рассмотрен вопрос о ходе внедрения в первом полугодии этого года научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершенных в 2009 году, а также о переходе организаций дорожного хозяйства на европейские нормы проектирования и строительства. С основным докладом выступил начальник отдела научно-технического развития Николай Климачев.

Как сообщил докладчик, в рамках тематического плана НИОКР в 2009 году выполнена 31 работа. В частности, разработаны 2 технических кодекса установившейся практики и 3 изменения в кодексы, 2 государственных стандарта и 1 изменение в стандарт, 10 дорожно-методических документов, программное обеспечение, конструкторская документация, а также изготовлен опытный образец сменного уборочного оборудования. С целью интенсификации процесса внедрения результатов выполненных НИОКР был введен в действие дорожно-методический документ «Рекомендации по организации освоения инноваций в дорожном хозяйстве».

Согласно этому документу был разработан, а сейчас реализуется план внедрения завершенных в 2009 году научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции департамента «Бел­автодор». Планом предусмотрено выполнение в текущем году соответствующих работ на 34 объектах ремонта и строительства дорог. Кроме того, для оптимизации производства работ по зимнему содержанию трасс в «Минск­автодор-Центре» будет внедрено новое программное обеспечение, а отраслевая промышленность выпустит 6 машинокомплектов сменного уборочного оборудования.

Николай Климачев отметил, что из завершенных в 2009 году 18 тем НИОКР за первое полугодие текущего года разработки внедрены по 14 темам, а оставшиеся четыре будут внедрены во втором полугодии.

Так, организациями дорожного хозяйства страны будут выполнены работы по устройству защитных слоев по технологии типа «Новачип» на эстакаде в Национальном аэропорту Минск. На дорожном обходе Беловежской пущи будет применен асфальтобетон с пониженной температурой приготовления и укладки. ГП «Белгипродор» запроектирован участок магистрали М-5 Минск – Гомель с применением в верхнем слое дорожного покрытия щебеночно-мастичного асфальтобетона на модифицированном битуме. Разработанный ГП «БелдорНИИ» экспресс-метод контроля качества устройства оснований дорожных одежд из неукрепленных зернистых материалов будет апробирован на целом ряде участков. При этом, как отметил Николай Климачев, ожидаемый общий экономический эффект от внедрения НИОКР-2009 по итогам этого года составит около 3,4 миллиарда рублей.

Что касается плана типового проектирования минувшего года, то в рамках его были разработаны и введены в действие 3 государственных стандарта, 4 технических кодекса установившейся практики (ЕН), 5 дорожно-методических документов и 1 технический регламент. Кроме того, внесен ряд изменений в действующую нормативную базу, осуществлены работы по мониторингу состояния окружающей среды на магистральных трассах и состояния охраны труда в организациях дорожного хозяйства. Также проведена модернизация действующей информационной системы «Белмост», разработано новое программное обеспечение, подготовлен и издан ряд информационных и аналитических материалов.

В целом, как подчеркнул Николай Климачев, по сравнению с 2008—2009 годами в текущем наблюдается положительная динамика в части применения новых конструкторско-технологических решений, а также технологий и материалов в дорожном и мостовом строительстве.

В числе наиболее значимых разработок 2009 года, которые внедрены или подготовлены к внедрению, он отметил следующие. Это, к примеру, разработка оптимальных технологических параметров приготовления и составов асфальтобетонной смеси со специальными добавками, позволяющими снизить температуру приготовления и уплотнения смеси. В результате достигается снижение энергозатрат при получении смеси, удлинение строительного сезона, увеличение дальности транспортировки смеси к месту укладки, повышение долговечности покрытий за счет увеличения адгезии битума к минеральным составляющим и уменьшение старения битума на стадии приготовления смеси. Данная технология апробирована на объектах Минского и Брестского облдорстроев. Экономический эффект от применения добавки существенный: на 1 тонне выпущенной смеси экономится 4 кубометра газа.

Важной вехой стала также разработка ТКП «Мосты и трубы. Правила устройства гидроизоляции». Применение этого документа обеспечивает увеличение сроков службы гидроизоляционных покрытий (не менее 15 лет на мостовом полотне), снижение эксплуатационных затрат на 8—10 процентов, повышение долговечности несущих конструкций сооружения.

Кроме того, для мостовых сооружений была разработана конструкция деформационного шва с лотком-компенсатором из атмосферо­стойкой резины. Его достоинства – простота изготовления, надежность и ремонтопригодность, существенное снижение затрат по сравнению с импортными аналогами, повышение долговечности.

Отдельной темой на коллегии прозвучала информация о переходе организаций дорожного хозяйства на европейские нормы проектирования и строительства. Так, к настоящему времени введены государственные стандарты на щебень СТБ ЕН 13043-2007, битум и методы его испытаний СТБ ЕН 12591-2010 в соответствии с европейскими нормами.

Переход производителей битума и щебня на выпуск этих материалов в соответствии с европейскими нормами потребует от организаций дорожного хозяйства в течение 2010—2012 гг. выполнения комплекса мероприятий. Эти меры обозначены в соответствующем плане по внедрению европейских стандартов проектирования, разработки, изготовления материалов и применения технологий при строительстве дорог в Беларуси.

После выступления Николая Климачева своим видением проблематики, вынесенной на рассмотрение коллегии, поделились руководители «БелдорНИИ» Виктор Шумчик и «Белгипродора» Алексей Федоров.

Глава «Белавтодора» Анатолий Лытин отметил необходимость выполнения поручения правительства по внедрению европейских норм – отрасли даны достаточно сжатые сроки, и следует приложить соответствующие усилия для их выполнения. Что касается вопроса внедрения новых технологий и технических решений, то необходимо и в дальнейшем обеспечить в этом деле максимально тесный контакт ученых, проектировщиков, заказчиков и подрядчиков. Разумеется, на первый план должна выходить и оперативность внедрения научных разработок. Они не должны пылиться на полке, а обязаны максимально быстро приносить экономический эффект государству.

На снимке: производится отбор керна для изучения качественных характеристик асфальтобетона.

Фото: Михаил ЛЕЩЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter