Авария — дочь беспорядка

Каждые 80 — 100 секунд в Минске происходит бытовой форс–мажор...

Каждые 80 — 100 секунд в Минске происходит бытовой форс–мажор. Прорвало, засорилось, «коротнуло», затопило, не течет, не светит, не греет... — короче, караул, спасайте, кто может! А куда звонить? Есть разные полезные номера, но самые популярные, похоже, принадлежат УП «Городская аварийная служба». И читатели «СБ» регулярно сетуют: «Звонишь–звонишь, а линия занята! Или вообще молчит! Недоуменных вопросов масса, а ответы корреспондент «СБ» решила поискать вместе с дежурной сменой «аварийки».


По совету директора Виктора Королева я выбрала самое горячее время суток: с 18.00 и до утра. Морально подготовилась, ведь аварийные бригады порой встречают не только отборной нецензурщиной — бросаются с кулаками, ножами, сковородками... «С одной стороны, людей отчасти понимаешь, они в состоянии стресса, — рассуждает начальник смены Анатолий Лях. — Но Уголовный и административный кодексы еще никто не отменял. К тому же мы приезжаем помочь...»


18.10. Вокруг рабочая суета: одни бригады уезжают, другие прибывают. В каждой смене одновременно дежурят 5 машин по электрике, 5 — по сантехнике и 2 — сварочные. Все это умножаем на 2, так как в бригаде, включая водителя (тоже профильного специалиста), два человека, и получаем 24 специалиста по бытовым неприятностям на двухмиллионный город! Диспетчер Ирина Серегина регулирует работу бригад и на связи сразу со всей столицей. К концу смены, замечает она, уже как выжатый лимон:


— Вот смотрите, на одном телефоне сразу 2 линии. И я просто не могу прервать разговор на середине и начать вникать в другую проблему — это как за двумя зайцами погнаться!


Идею разбить линии на разные аппараты и посадить на прием звонков хотя бы двух человек Ирина отвергает:


— Началась бы жуткая неразбериха с бригадами и постановкой им задач, стоял бы гам, а в итоге — никакого толка...


Буквально каждую ее фразу перебивает телефонный звонок. Их уже 138, к концу смены будет не менее 500, в выходной — всегда более 1.000. Отвечая, диспетчер одновременно вбивает в компьютерную программу все данные. Потом в журнал, где по итогу отражается география и суть проблемы, кто выезжал, что конкретно было предпринято — по минутам! Ведется аудиозапись всех разговоров.


Очень скоро замечаю: не все звонки по делу. Сначала «спасайте, меня затопило!», а в процессе разговора выясняется, что просто кран на кухне подтекает. И давно... Такая проблема в компетенции ЖЭСов. А те, замечает Ирина, любят скинуть свою работу «аварийке», даже советуют жильцам подождать до 18.00, мол, тогда туда и звоните. Да и люди смекнули: вызов специалиста ЖЭСа оплачивать надо, а тут бесплатная рабсила круглые сутки! И если диспетчер не раскусит ложный звонок, бригада вполне может потерять добрых 30 — 50 минут, съездив впустую. Но имейте в виду: чинить подтекающий кран все равно не будут.


Ирина приходит на дежурство, вооружившись терпением и чувством юмора. 10 лет работы в коммунальных службах не прошли даром: мгновенно диагностирует ситуацию. Если, конечно, жильцы более–менее внятно ее объясняют. Замечаю: буквально каждый третий из звонивших не мог назвать ни район, где проживает, ни даже иногда улицу...


— На площадке в подъезде стреляет лампочка! — сообщает жилец дома по улице Якубовского и добавляет важно: — И пусть ваши ребята лампочки новые с собой захватят!


— У нас в квартире одна батарея не греет! — жалуется другой голос в трубке. — Ах, не приедете?! Так я эту вашу лавочку завтра ко всем чертям разгоню!


19.21. Жилец дома по Притыцкого, 17, возвращаясь домой, заметил, как из подвала вовсю валит пар. Позвонил, говорит, в свой ЖЭС


№ 30, но выяснилось, что сантехник работает только до 5 вечера, и по вызову направили... электрика. Тот пришел, поцокал языком и был таков. Ирина отдает заявку еще не освободившейся бригаде по рации. По пути я подсаживаюсь к специалистам...


У моих попутчиков — сантехников Александра Иванчикова и Александра Удалова — 23 года стажа на двоих. Опытный Иванчиков молодого «бойца» хвалит: «Толковый парень! И шоферит умело, и голова на плечах, и до дела хваткий. У нашего брата это редкость...»


Ситуация на Притыцкого, 17 это красноречиво засвидетельствовала. К нашему приезду у двери подвала нарисовался местный сантехник — ну очень недовольный: рабочий–то день закончился, а тут трезвонят из ЖЭСа, чтобы нес ключи от подвала. Представиться отказался. Послал всех подальше. С трудом держался на ногах. Да и принесенные ключи к замку не подошли. Пришлось сбивать замок. Оказалось, на магистрали прорвало сгнивший от старости стояк отопления, отчего уже не первый час и хлестала вода. Мои «напарники» отключили от отопления дом, устранили течь и снова дали тепло в квартиры. На все — 10 минут с момента входа в подвал! Теперь дело за сварщиками из ЖЭСа: потребуется приварка новой трубы.


20.40. Следующий адрес — улица Ангарская, корпус 3, квартира 242: жильцам прямо на голову льется... содержимое канализации! По дороге Александр Иванчиков угощает яркими воспоминаниями в тему:


— Как–то приезжаем на Брестскую. Жильцов снизу заливает, извините, мочой. Зловоние по всему подъезду. Этажом выше, выясняется, живет старушка. Заходим на кухню — а там... козы! И сено кругом.


А сколько проблем от сорокаградусной! Как–то выехали, вспоминает Александр, на «залитие» квартиры. Поднялись выше — воды по щиколотку и все пьяные по кроватям спят. Оказалось, что в уборной уснула крупногабаритная гостья, прислонилась к бачку — и сорвала его! Так и спала под фонтаном. Еще более печальная картина открылась, когда хозяевами квартиры, «давшей течь», оказалась чета наркоманов. Сами–то они пребывали в прострации, а по колено в воде бродили их совсем крохотные детишки... Но то, что я своими глазами увидела на Ангарской, не сотрется из памяти, пожалуй, уже никогда.


21.20. Двери лифта открываются на пятом этаже. Зловоние в густой концентрации паров аммиака бьет по глазам, мгновенно въедается в одежду и волосы. На лестничной площадке нас уже ждут 57–летний Владимир и его 86–летняя мать. В отчаянии: в их однокомнатной квартире тазики стоят повсюду. Собираю остатки мужества и вслед за бригадой поднимаюсь наверх... Помещение под номером 248 не решусь назвать жильем. Его владелец давно в России, а зарегистрированный здесь отец собственника появляется редко. Но ключи раздает направо и налево. По словам Владимира, как минимум 3 года тут притон. Давно за неуплату отключены свет, газ и вода. По этой причине постояльцы начали ходить... в ванну. Когда она наполнилась, стали справлять свои нужды прямо в коридоре. Александр включает большой фонарь: адское место, видно, еще и горело... Владимир утверждает, что неоднократно обращался в ЖЭС № 56, но там только разводят руками:


— За квартиру–то жильцы платят, так что выселить их не можем. Обращайтесь в суд!


Местному участковому и сотрудникам городского отдела милиции–2 Заводского района до проблемы, видимо, тоже нет дела, на все обращения отвечают, дескать, «недостаток сил и средств». Ну и не аварийная же служба должна этим заниматься!


— Что, не видела еще такого? — замечает мой тихий ужас Александр. — Зато мы насмотрелись! По Минску не один такой адресок...


Остальные сюжеты этой ночи уже не могли удивить. Впрочем, один был весьма показательным. В трубе холодной воды выше счетчика треснул шаровый кран. Чтобы уменьшить течь, жилец поставил упор. Но рвануть может, прокомментировал Александр Удалов, в любой момент: «Хватит и 10 минут, чтобы по полной залить соседей!» Нужно скорее повернуть вентиль в подвале — и все, утром к вопросу подключится ЖЭС. Но внизу утыкаемся во вход в офис. Добротная металлическая дверь под сигнализацией. Местный начальник сдал часть помещений, совершенно не подумав о последствиях. А если бы труба лопнула?


Мы топчемся в бездействии под окнами дома, а я вспоминаю, как часто жильцы возмущаются: могли бы аварийщики возить ключи с собой! От подвалов всего жилого и нежилого фонда сразу? Так это фура металла с бирочками... К счастью, минут через 20 Ирина Серегина сообщила по рации, что дозвонилась до начальника ЖЭСа и с этого момента он якобы полностью берет ответственность за решение проблемы на себя. А вообще, пламенный привет всем минским ЖЭСам! И настоятельное пожелание: наведите порядок хотя бы в своих тайниках — там на случай нештатной ситуации должны быть ключи, а не их видимость. Как говорится, порядок в доме начинается с порога, иначе аврал становится нормой жизни.


Советская Белоруссия №6 (24389). Вторник, 14 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter