Атрибут госструктуры — административные процедуры

Что такое «осуществление административных процедур»

Все чаще встречаю в последнее время выражение «осуществление административных процедур». Расскажите на страницах газеты, когда, откуда оно взялось? Зачем нужны эти самые административные процедуры, кто их ведет? Как осуществляется контроль?

Иван Свиридович, г. Гродно

Еще 13 сентября 2005 года в целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, пресечения проявлений бюрократизма и волокиты в деятельности государственных органов, иных государственных организаций, улучшения качества их работы с гражданами был принят Указ № 432 Президента «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях» (утратил силу Указом Президента от 11 июня 2009 г. № 305). Данный указ дал определение административной процедуры и положил начало решению вопросов по их осуществлению.

16 марта 2006 года принимается Указ № 152 Президента «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан». Он определяет перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами по заявлениям граждан. Данный перечень включает в себя наименование административной процедуры, организацию, ответственную за ее осуществление, документы (сведения), представляемые гражданами для этого, размер платы, максимальный срок осуществления административной процедуры, срок действия документа, выдаваемого по результатам данного действия.

28 октября 2008 года был принят Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур». Он уточнил это определение, ввел понятие заинтересованного лица и административного решения, предусмотрел иные вопросы осуществления административных процедур. Закон установил, что только законодательными актами и постановлениями Совета Министров Беларуси можно определять административные процедуры (наименование, уполномоченный орган, перечень предоставляемых документов, сроки осуществления, размер платы и сроки действия выдаваемых документов). Областные, Минский городской Советы депутатов, областные, Минский городской исполнительные комитеты вправе рассматривать подобные вопросы в своих нормативных правовых актах только на соответствующей территории и в отношении административных процедур, относящихся к их компетенции, если данные вопросы не урегулированы законодательными актами и постановлениями Совмина. Закон предусматривает возможность делегирования полномочий лишь в вопросах приема, подготовки к рассмотрению заявлений, выдаче административных решений.

Однако до сих пор не все административные процедуры в силу объективных и субъективных причин, как-то: развитие отношений, появление новых сфер деятельности, изменения в законодательстве, разрыв во времени при внесении соответствующих изменений в нормативные правовые акты и т.д. – включены в перечень, утвержденный Указом № 152. Представляется, что в случае возникновения такой ситуации и наличия между организацией и заинтересованным лицом соответствующих отношений, подпадающих под определение административной процедуры, делопроизводство должно вестись по данному действию в соответствии с законодательством об административных процедурах.

На практике возникает немало нюансов. Например, продление срока осуществления административной процедуры до одного месяца возможно в случае направления уполномоченным органом запроса в другие государственные органы, иные организации. Направление запроса в другое структурное подразделение организации (например, в другой отдел районного исполнительного комитета) не влечет за собой права на продление срока осуществления административной процедуры.

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 закона запрос должен быть направлен уполномоченным органом в кратчайшие сроки, но не позднее пяти дней со дня подачи заявления заинтересованного лица. В данном случае речь идет о календарных днях. К тому же названная норма не содержит исключения по отношению к другим нормативным правовым актам. Поэтому если в ведомственном нормативном правовом акте содержится норма, указывающая на более длительный срок, то применяется норма закона.

В дополнение к имеющимся нормам закона 7 мая 2009 года принято постановление Министерства юстиции Беларуси № 39, которым утверждена Инструкция о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях (далее — инструкция). Инструкция определила порядок ведения в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры, делопроизводства по административным процедурам в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц нашей страны, других организаций, обратившихся (обращающихся) за осуществлением административной процедуры.

Во-первых, инструкция определила, что делопроизводство по административным процедурам ведется централизованно и (или) децентрализованно, отдельно от других видов делопроизводства.

Во-вторых, делопроизводство по административным процедурам осуществляется уполномоченными должностными лицами, то есть должен быть распорядительный документ, уполномочивающий конкретное должностное лицо на осуществление данного действия.

В-третьих, регистрация документов по осуществлению административных процедур в отношении заинтересованных лиц осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной. Исходя из этого, нет необходимости в использовании сразу нескольких регистрационно-контрольных форм. Инструкцией утверждена регистрационно-контрольная форма. Необходимо обратить внимание на то, что данная регистрационно-контрольная форма обязательна к применению, если для конкретной административной процедуры законодательством не установлена иная форма. Инструкция преду-сматривает право включения дополнительных необходимых реквизитов в предложенную регистрационно-контрольную форму, а также исключение каких-либо реквизитов. Однако следует предо-стеречь правоприменителей от необоснованного исключения из утвержденной формы каких-либо реквизитов. Во-первых, исключение может быть осуществлено только на основании решения уполномоченного органа, то есть государственного органа, иной организации, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры. Во-вторых, исключение возможно в случае отсутствия сведений для заполнения в связи со спецификой осуществляемых административных процедур. В настоящее время не наблюдается такой специфики, которая позволяла бы исключать основные реквизиты регистрационно-контрольной формы: форма подачи заявления, количество листов заявления, количество листов документов и (или) сведений, представленных заинтересованным лицом, ход рассмотрения, отметка о снятии с контроля, иные.

Инструкция определяет, что все поступающие в уполномоченный орган заявления заинтересованных лиц, административные жалобы регистрируются в день подачи. Заявление заинтересованного лица, поданное в устной форме, в уполномоченном органе учитывается в регистрационно-контрольной форме, принятой для учета письменных заявлений с соответствующей пометкой «подано устно». Результат принятого в письменной форме административного решения об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры должен вноситься в соответствующую графу регистрационно-контрольной формы с указанием его даты и номера. В регистрационно-контрольной форме также делается отметка об отказе в принятии заявления заинтересованного лица, переданного по почте либо в виде электронного документа, или если такое административное решение по требованию заинтересованного лица оформлялось в письменной форме. Административное решение, принятое в ходе приема заинтересованного лица в устной форме, подлежит объявлению заинтересованному лицу и результат принятого административного решения отмечается в соответствующей графе регистрационно-контрольной формы.

Отдельные правоприменители ошибочно полагают, что только некоторые заявления могут находиться на контроле. На контроль берутся все заявления, поступающие в уполномоченный орган. Контроль завершается, если административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры принято в письменной форме, в том числе посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы. На каждом исполненном заявлении заинтересованного лица после принятия уполномоченным органом административного решения (за исключением случая отказа в принятии заявления заинтересованного лица) делается отметка об исполнении и направлении его в дело. В случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица в регистрационно-контрольной форме делается отметка о принятии такого решения и направлении его в дело. При этом заявление возвращается заинтересованному лицу вместе с прилагаемыми к заявлению документами и (или) сведениями.

Заявления, документы и (или) сведения по осуществляемым административным процедурам могут формироваться в дела граждан и юридических лиц, ведущиеся в государственных органах, иных организациях. При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неисполненные заявления заинтересованных лиц, а также неправильно оформленные документы по их исполнению в дела не подшиваются. По истечении установленных сроков хранения документы по осуществлению административных процедур подлежат уничтожению в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, в ведении которого находятся вопросы архивов и делопроизводства.

Светлана КОЛЕСНИК, главный специалист главного управления юстиции Гродненского областного исполнительного комитета

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter