Арт-терапия от Ждановича

С ЭТИМ талантливым актером я, как и все мои сверстники, знакома заочно не менее 15 лет. Ведь это тот самый Маляваныч из программы «Калыханка» — а кто из белорусских детей ее не знает? Актер Национального академического драматического театра имени М. Горького Александр Жданович каждый вечер с экранов телевизоров рассказывает юным зрителям сказки и поучительные истории. На театральной сцене Александр Викторович — драматический актер, исполняющий сложнейшие роли. А в жизни — верующий человек, зрелый и глубокий. Именно в таких разных амплуа открылся для меня Александр Жданович…

очему известный белорусский актер считает людей, рожденных на земле, особенно богатыми

С ЭТИМ талантливым актером я, как и все мои сверстники, знакома заочно не менее 15 лет. Ведь это тот самый Маляваныч из программы «Калыханка» — а кто из белорусских детей ее не знает? Актер Национального академического драматического театра имени М. Горького Александр Жданович каждый вечер с экранов телевизоров рассказывает юным зрителям сказки и поучительные истории. На театральной сцене Александр Викторович — драматический актер, исполняющий сложнейшие роли. А в жизни — верующий человек, зрелый и глубокий. Именно в таких разных амплуа открылся для меня Александр Жданович…

— Александр Викторович, недавно вам вручили медаль Франциска Скорины. Какое значение для вас имеет награда?

— Медаль — это, конечно, почетно, слов нет. Спасибо. Присуждение награды — это своеобразная оценка работы всех актеров нашего театра. Я считаю, что очень много людей в сфере культуры достойны высоких государственных наград. Медаль — это оценка труда, поэтому постараюсь подтвердить государственное признание достойной работой.

— Уже 15 лет вы — бессменный ведущий «Калыханкі». Признайтесь, к телевизионному амплуа мудрого и доброго персонажа Маляваныча наверняка уже приросли душой?

— Конечно, приятно, когда тебя узнают на улицах дети и то поколение моих зрителей, кто сам уже стал родителем. Но в плане профессионального моего развития в Маляваныче есть и негативный момент — сложился некий стереотип. Режиссура, которая знает, что за этим лицом ведущий детской передачи, не станет занимать меня в каких-то серьезных работах. Хотя я опытный актер, прожил длинную жизнь в профессиональном театре. В какой-то момент даже хотел уйти из «Калыханкі». Но, придя к вере и более зрелому отношению к собственной жизни, понял, что это все же важней. Роли и награды — об этом никто и не вспомнит через сто-двести лет. А в Маляваныче есть нечто большее, настоящее, когда люди — целое поколение — знают тебя и помнят то, что связано нераздельно с их детством.

— Какую актерскую роль вы бы хотели еще сыграть?

— Наверное, на первом месте из авторов для меня — Достоевский. Может быть, будет какой-то спектакль к моему 50-летию. Но об этом говорить пока рано, да и времени катастрофически не хватает. Это связано и с семьей, и с моим послушанием в Свято-Елисаветинском монастыре в Новинках.

— А как вы пришли к храму, к Богу?

— Не очень хочется афишировать это, но скажу так: однажды пришло понимание того, что в этом мире ты должен сделать что-то хорошее для других. Если начинать сначала, то Свято-Елисаветинский монастырь возник примерно 12 лет назад. Построенная на пустыре — а ныне большая и красивая — обитель своей небесной покровительницей выбрала святую Княгиню Елисавету. Она была родной сестрой последней царицы России Александры. Елисавета много делала для малоимущих и бедных. В 1903 году на ее глазах революционеры взорвали мужа, Великого Князя Сергея Александровича. И тогда она на свои средства создала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Там она вместе с сестрами организовала сестричество. В 1917 году большевики расстреляли Великую Княгиню Елисавету…

Возвращаемся в наши Новинки. Это необычное место, где есть одна из крупнейших в Европе психиатрических клиник, больница для тех, кто страдает туберкулезом. Там же рядом расположены детский и взрослый интернаты для детей с особенностями психофизического развития. Такое вот место. Было естественно, что именно там родился прекрасный монастырь и сестричество при нем, основное служение которых — милосердные дела.

Как я пришел к храму? Вслед за женой. Людмила, по образованию актриса театра кукол, первая попала в сестричество. Познакомилась с несколькими сестрами, которые делали спектакли в интернате для детей с особенностями психофизического развития. Начала помогать им. Пыталась и меня привлекать, хотя мне это казалось чем-то не очень интересным… но у нее получилось.

— Помните первое выступление перед детьми?

— Конечно. В аудитории были собраны ребята с очень разными диагнозами, в том числе и с тяжелыми. Сначала непросто было найти с такими детьми контакт. Но потом, когда ты ходишь к ним часто, общаешься, работаешь, открывается их удивительный внутренний мир, простой и цельный. Они очень добрые и благодарные. Эти дети не избалованы вниманием. Они всегда рады твоему приходу. С ними работают, и очень много, а главное, что там звучит молитва. И ведь не столько мы им нужны, сколько они нам, чтобы хоть как-то почувствовать, что ты живешь не только для себя. Ты оцениваешь то, что тебе дал Бог.

В монастыре же есть много людей, у которых труд тяжелый и не такой видный, как наш. Спектакли — это всегда что-то эффектное, яркое. Сестры и братья монастыря в тысячу раз больше делают для детей — ухаживают, работают с ними. Просто потому, что это верующие люди.

— Александр Викторович, в рамках благотворительных акций монастыря вы ездите по всей Беларуси. Чем привлекательны для вас выступления в провинции?

— Действительно, мы с женой нередко участвуем в таких поездках. Ездим по детским домам и выступаем там, встречаемся с детьми в интернатах. Они узнают Маляваныча, а главное — просто радуются нашим встречам. И это приятно.

Я сам житель городской, но считаю, что люди, которые живут на земле, воспитываются в деревне, в поселках и малых городах, в чем-то внутренне богаче. У них больше шансов сохранить какую-то естественность, внутреннюю цельность.

— Сейчас в Беларуси активно возрождаются храмы, духовные обители… Какими объектами, как вы считаете, может прирасти в будущем динамично развивающийся Свято-Елисаветинский монастырь?

— В монастыре задумки огромные! Отвечу так: сейчас многие минчане, которые к нам приезжают, удивляются тому, что на пустыре построена такая красивая обитель, такие прекрасные храмы воздвигнуты там. Но паломники еще больше удивятся, если приедут к нам, например, через год — там будет воскресная школа или Дом паломника. Возможно, появится своя, пусть даже маленькая, сцена со своим светом и звуком. Потом, может, построятся выставочный центр, монастырская большая колокольня…

Татьяна УСКОВА, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter