Архитектура для жизни

С председателем правления Белорусского союза архитекторов Александром КОРБУТОМ – Александр Иосифович, в наш век глобализации можно ли говорить о современной национальной архитектуре? Есть ли она в Беларуси и каковы ее особенности?

– Говорить о национальной архитектуре практически любой страны мира в наш век технологических свершений очень трудно. Новые технологии диктуют унификацию тенденций в градостроительстве, правда, с учетом климатических особенностей той или иной страны. Но я всегда говорил и говорю: если то или иное здание можно будет с полным правом назвать образцом мировой архитектуры, весь мир скажет – это белорусская национальная архитектура! Еще 4 года назад были правомерными высказывания, что при том, что в нашей стране возводятся качественные, добротные здания, по-настоящему уникальных объектов в наших городах не строится. Теперь такие здания в Беларуси есть. Можно спорить об архитектурных решениях, об их стилистике, но с тем, что они по-настоящему уникальны и страна может ими гордиться, не спорит никто. Я имею в виду и Национальную библиотеку, и спортивный комплекс «Виктория» в Бресте, и реконструкцию столичного вокзала, и торговый центр «Столица», и спортивный центр «Арена», который скоро появится в Минске.
Но особенно приятно, что подобные здания появляются не только в крупных городах. Нельзя не заметить, как поднялся уровень архитектуры в регионах. В прежние годы архитекторы из маленьких городков, приезжая в Минск, восклицали: вот бы нам такие возможности, финансовые средства, современные материалы!.. Сегодня все это у них есть, что дает им свободу творчества. А результат может увидеть каждый: это и замечательная реконструкция Пинска, Пружан, Мирского замка и городка Мир, многих других маленьких городков. Без всякой иронии можно говорить об интересных архитектурных решениях на селе. Я сам был удивлен, когда, приехав в одну из наших небольших деревенек, увидел асфальт, тротуары, интересную ландшафтную архитектуру, современные здания, отлично вписывающиеся в окружающий сельский ландшафт.
– Если сравнить сегодняшний день белорусской архитектуры с тем, что происходит в этой отрасли в России, насколько различными путями идут белорусские и российские архитекторы?
– Наши архитектурные школы очень близки. В русле ведущих российских архитектурных школ – новосибирской, санкт-петербургской, московской – работали в 60-е–70-е большинство белорусских архитекторов. И на базе именно этих школ развилась современная белорусская архитектура. Сегодня московская архитектура резко отличается, к примеру, от санкт-петербургской. Белорусские архитекторы тоже идут в своем направлении, которое наиболее соответствует нашим условиям и нашему менталитету. Считаю, что для национальной архитектуры любой страны очень важно чувство меры: не стремиться бездумно привносить в свою, сложившуюся архитектурную школу мировые веяния, но уметь брать из наработанного зарубежными коллегами опыта самое передовое.
– Если говорить о белорусском менталитете,  то  каковы,  на ваш взгляд, архитектурные предпочтения   наших  соотечественников, тех, для кого,  собственно,  и  проектируют  здания  архитекторы?
– Беларусь не может соперничать с Россией по размерам. Мы – страна маленькая. И, на мой взгляд, чтобы наши соотечественники чувствовали себя комфортно, нам надо сохранять масштаб наших городов. Может быть, со мной многие не согласятся, но, мне кажется, возводить 50–60-этажные здания даже в самых крупных населенных пунктах Беларуси нет смысла – они всегда будут производить впечатление чего-то навязанного нам извне. Москвичи, которые приезжают в Беларусь, говорят: «Ваши города – для жизни. Если Москва – для бизнеса, то Минск – для людей». Масштаб наших городов – очень человечный масштаб. Важно и в будущем сохранить эту особенность национальной архитектуры.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter