Аренда тонкой «огранки»

В Беларуси «отшлифовали» лизинговое законодательство

В Беларуси «отшлифовали» лизинговое законодательство

Еще во время Великой депрессии Генри Форд додумался продавать свои автомобили, используя такую схему платежей, которая подразумевала отсрочку конечного расчета. Клиенты ежемесячно выплачивали свой долг, при этом каждая выплата состояла из стоимости капитала и части стоимости автомобиля. Применяя такую технологию, магнат пришел к выводу: даже в условиях экономического коллапса удержать на плаву производство вполне возможно.

Услуги финансовой аренды в Беларуси становятся успешным механизмом увеличения сбыта промышленной продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках. На минувшей неделе национальное законодательство о лизинге подверглось коррекции. Представители лизинговых компаний отмечают: речь идет о серьезном усовершенствовании правовой базы, которое поспособствует реализации белорусской продукции.

Приобретение транспорта, оборудования или объекта недвижимости с помощью лизинга больше похоже на рассрочку, чем на кредит под залог этого имущества. Но лизинг — это не простая аренда, а финансовая, то есть целенаправленная закупка имущества и его долгосрочная аренда с последующим правом выкупа. Такой инструмент позволяет обновлять основные фонды с получением конкретных и измеримых налоговых льгот для бизнеса. В Белорусском союзе лизингодателей (БСЛ) говорят, что постановление Сов-мина № 865 «отшлифовало» законодательство, касающееся этого сектора услуг финансовой аренды. Нововведения конкретизируют работу отрасли. В частности, положением даны определения финансовому и оперативному лизингу, определены требования к условиям договора лизинга, права и ответственность лизингодателя и лизингополучателя, перечень затрат, включаемых в состав платежей. «Впрочем, — отмечает председатель БСЛ Александр Цыбулько, — самое принципиальное нововведение касается того, что лизинговые платежи, а также расходы лизингодателя, не включенные в их состав, теперь будут относиться на себестоимость».

Законодательные меры приняты своевременно – рынок лизинга, по свидетельствам его операторов, наравне с банковским кредитованием начал понемногу оживать. Большинство сделок осуществляется в сегменте лизинга автомобилей и производственного оборудования, хотя заметны сдвиги и в секторах недвижимости, а также сельхоз-оборудования. Что примечательно, к посредникам при приобретении техники начал обращаться малый бизнес. Хотя, как отмечают в БСЛ, «погода» на рынке финансовой аренды по-прежнему не безоблачная — в портфелях у компаний немало просроченных задолженностей и изъятого оборудования. По предварительным оценкам, в 2009 году рынок сократился примерно на треть.

А вот проекты экспортного лизинга, напротив, демонстрируют активность. Белорусским компаниям удается выбивать многомиллионные контракты. Недавно белорусский лизинговый оператор «Промагролизинг» и украинский «Украгропостач» подписали соглашение о сотрудничестве. «Цель соглашения — эффективное взаимодействие белорусской и украинской сторон для создания конкурентного финансового продукта, способствующего повышению промышленного потенциала Украины и направленного на продвижение продукции белорусских производителей», – отметили в офисе белорусского оператора. Лизингодатель намеревается передать в международный финансовый лизинг продукцию предприятий: Минский автозавод, БелАЗ, Минский тракторный завод, РУП «БЗТДиА», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Бобруйск-агромаш», а также ОАО «Белкоммунмаш». По словам генерального директора ОАО «Промагро-лизинг» Павла Крупнова, в рамках реализации соглашения на территорию Украины в 2010—2011 годах планируется поставить продукции белорусских производителей на сумму более $ 50 млн.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter