Апрель: время выбирать

Если вы думаете, что родительские школьно-садовские хлопоты начинаются ближе к сентябрю, значит, либо у вас нет ребенка, либо он пока не в том возрасте, когда вопрос, куда пойти учиться, стоит ребром.
Если вы думаете, что родительские школьно-садовские хлопоты начинаются ближе к сентябрю, значит, либо у вас нет ребенка, либо он пока не в том возрасте, когда вопрос, куда пойти учиться, стоит ребром. А быть может, вы просто потеряли чувство реальности? В таком случае я вам его верну. Самые предусмотрительные папы и мамы заведение для своего чада начинают выбирать за год до того, как ему туда поступать. Но, в принципе, можно напрячься и сделать это буквально за пару месяцев. Однако не теряйте времени: сезон "охоты" на учебные заведения начинается в понедельник.

Ищем детский сад

Лет 15 назад такой проблемы просто не существовало: в роно были та-акие очереди, что получить путевку хоть в какой-нибудь садик считалось за счастье. Нынче детишек мало, соответственно и очередность практически отсутствует. Тем не менее посетить роно очень советую. Хотя бы для того, чтобы пообщаться с инспектором, который курирует дошкольные учреждения района и знает все их сильные и слабые стороны.

Другой источник информации - мамы, вместе со своими чадами день-деньской пропадающие во дворе. При всем при том, что от песочницы они, кажется, ни на шаг, поверьте моему опыту: мамочки знают все и охотно поделятся сведениями и впечатлениями, пусть весьма субъективными, об окрестных садах: кто заведует, кто воспитывает, как кормят-поят и т.д.

В итоге из множества вариантов наверняка останется не более двух-трех. А вот теперь самое время отправиться туда на экскурсию. Лучше всего вместе с малышом. Все-таки ходить в садик будет он, а не папа с мамой. И большой вопрос, приглянется ли ему тот, что выбрали, как говорится, за глаза. Дети тонко чувствуют царящую там атмосферу. Мой сынишка, к примеру, одному из садов вынес приговор, едва переступив его порог: "Я сюда ходить не буду!" Сразу не могла понять, почему. Потом стало ясно: хорошее дошкольное учреждение - место очень шумное. И если в течение получаса вы не услышали здесь шума-гама, взрывов смеха, лучше действительно поискать другой садик.

Многое в саду зависит от заведующей. Скажем, если попадется молодая, очаровательная, с хорошим образованием, любящая детей, но не имеющая опыта административной работы, вы рискуете впоследствии обнаружить, что в вашей группе - совершенно бездарная воспитательница и няня-наркоманка. У прирожденного администратора - вышколенный персонал, жесткий отбор кадров и неплохое материальное обеспечение садика. Но при этом достаточно прохладное отношение и к воспитанникам, и к воспитателям. Стоит ли стремиться в такое образцово-показательное учреждение? Право, не знаю. По наблюдениям, в таких садах воспитатели частенько срываются на детях, шикарные игрушки стоят на полках для красоты и для проверяющих, а малыши играют с ломаными-переломаными.

Впрочем, критерии хорошего сада у всех разные. Кто-то в первую очередь обращает внимание на наличие ковров, кто-то - методической литературы. Само по себе ни то ни другое на воспитательный процесс не влияет. А потому в первую очередь следует поинтересоваться квалификацией педагогов, образовательными программами, которые здесь реализуют: чему, как и в каком объеме обучают ребятишек. В одном американском пособии для родителей большими буквами написана и такая рекомендация: никогда не отдавайте своего ребенка в сад, куда вы не сможете прийти в любое время и где не можете оставаться столько, сколько сочтете нужным. Вот так-то.

Сегодня большинство садов предлагает дополнительные образовательные услуги, естественно, за дополнительную же плату. Музыка, рисование, ритмика, английский. Стоит ли раскошеливаться? Решайте сами. С одной стороны, большой плюс, что эти занятия проводятся под одной крышей, ребенка не нужно никуда специально возить. С другой - если ведут их не специалисты, а переквалифицировавшиеся воспитатели, проку, боюсь, будет маловато. Не слишком обольщайтесь наличием в учреждении бассейна. Из двух садов, где побывало наше чадо, бассейн ни в одном не работал. То тренера не было, то воды...

Приготовьтесь, решив вопрос о зачислении ребенка в садик, услышать из уст заведующей сакраментальный вопрос: "А чем вы можете нам помочь?" Каждый отвечает на него в меру собственной обеспеченности. Но все-таки желательно выяснить, чего конкретно от вас хотят: денег или, скажем, участия в ремонте садовской мебели? Если речь о государственном учреждении, деньги имеете полное право не платить. Тем не менее морально готовьтесь, что уже в сентябре раскошелиться придется изрядно. Во-первых, вам дадут внушительный список канцелярских принадлежностей, которые необходимо приобрести для занятий. Придется сброситься на стиральный порошок, хозяйственное мыло, средство для мытья посуды. Потом, возможно, - "на нянечку". Добросовестные и аккуратные нынче в дефиците, так что мы в свое время доплачивали няне одну "минималку", только бы не ушла. Потом вас непременно пригласят помыть-поклеить окна в группе, убрать прилегающую к саду территорию, дадут постирать шторы. Подразумевается, что дело это сугубо добровольное. Но отказ, однако, чреват тем, что воспитатель за строптивость родителей потом отыграется на ребенке. Некоторые мои очень занятые знакомые просто откупаются: 5 тысяч воспитательнице - и никаких проблем.

Впрочем, бедность, как говорится, не порок. В государственных садах немало творческих педагогов, и при желании у вас есть все шансы найти для своего чада толковых воспитателей. Если же есть деньги, к вашим услугам частные садики. Их немного, но выбрать можно. Там будут небольшие группы, улыбчивые воспитатели, море развивающих игрушек, курага с изюмом на полдник, люстры Чижевского в группах и обещания подготовить малыша для беспроблемного поступления и адаптации в гимназии. Выбирая частное дошкольное заведение, вам нужно будет определиться, за что вы готовы платить, за что - нет, и помнить о том, что у большинства таких садов есть один существенный недостаток: отсутствие собственного помещения, что чревато частой сменой "места жительства".

Помните и о том, что в условиях демографического спада уже не дети для садика, а садик для детей, а посему установка педагогов: "Мы лучше знаем, что делать с вашим ребенком" - категорически устарела. Самая главная задача любого дошкольного учреждения - дать ребенку возможность играть и общаться со сверстниками. Но каким бы замечательным ни был садик, не стоит особо радоваться, если там малышу было лучше, чем дома.

Ищем школу

Сегодня общеобразовательных учебных заведений столько, что сориентироваться в уклонах, дифференциациях, профилизациях не так-то просто. Именно поэтому мой вам совет: начинайте разбираться прямо сегодня. Нынче нет жесткой привязки школ к микрорайону, но, естественно, в первую очередь принимают детей именно из близлежащих домов, а всех пришлых - на вакантные места. Что лучше: хорошая школа, но далеко, или обыкновенная средняя, но во дворе? Если в семье есть автомашина, быть может, и не стоит искать легких путей. А если нет, представьте, что придется намного раньше вставать, чтобы успеть к занятиям, и дважды в день толкаться в переполненном транспорте. На сколько вас хватит?

Если вы нынче "идете" в первый класс, первейшая задача - не пропустить общие собрания для родителей приготовишек. Как правило, их проводят в апреле - мае. Не поленитесь заглянуть и в обычную школу во дворе, и в школу-сад, и в отдельно стоящую "началку". Специалисты не случайно рекомендуют для малышей выбирать не столько учебное заведение, сколько учителя. Именно он закладывает в ребенке желание (или нежелание) учиться. На собраниях есть возможность присмотреться к учителям начальных классов, которые набирают учеников в "нулевку", выяснить их педагогические принципы и творческие возможности, отношение к детям. Если повезет, можно попытаться через директора напроситься к понравившемуся педагогу на открытый урок.

Есть резон пообщаться со старшеклассниками, их родителями. Какие впечатления остались у них от педагогов начальной школы? Слава о хороших учителях распространяется очень быстро. Поэтому, ежели определились, не тяните с заявлением: талантливые учителя набирают класс буквально в течение недели.

Малость схлынул ажиотаж вокруг заведений нового типа. И все равно многие всеми правдами и неправдами стремятся попасть в гимназию, целеустремленно ищут школу, где, кроме обязательных уроков, ребенка нагрузят какими-нибудь факультативами, дополнительными занятиями, чтобы не было у того ни минутки свободной. Конечно, приятно думать, что твой ребенок одарен. Но, по большому счету, вам придется выбирать, что для вас в "началке" важнее: многочасовые сидения за уроками или здоровье, жизнерадостность, непосредственность? Уговаривая педиатра поставить в медицинской карте 1-ю группу здоровья, с которой только и принимают в гимназии и которой у дитяти отродясь не бывало, стоит подумать и о том, потянет ли малыш такие нагрузки, однозначно более интенсивные, нежели в обычной школе? По данным российского Института возрастной физиологии, в результате столь напряженной учебы от 20 до 40 процентов детей становятся невротиками, потому что живут в постоянном стрессе от нехватки времени. Кроме того, над учениками постоянно висит дамоклов меч перевода в школу по микрорайону. За "тройки". Это тоже давит, и еще как.

В общем, медики твердят, что большие нагрузки прямо с начальной школы вредны для здоровья, педагоги настаивают на том, что чем напряженнее с самого начала занятия, тем больше шансов поступить в вуз. Чья позиция более гуманна, решать вам. Если придете к выводу, что правы медики, возможно, есть смысл поинтересоваться у районного психоневролога: ученики каких окрестных учебных заведений реже всего обращаются к нему со школьными проблемами? И в любом случае очень неплохо соотнести свои родительские амбиции и претензии с возможностями и желаниями самого ребенка.

Еще один немаловажный момент - деньги. Поборы есть везде. Все дело - в сумме. В обыкновенной школе запросы поменьше, папы-мамы попроще, соответственно и сборы в пределах разумного. Ничего не поделаешь, финансовая ситуация нынче такова, что от щедрот районного бюджета уже и банки краски ждать не приходится, не говоря про нечто большее... Так что придется скидываться и на краску, и на шторы в кабинет, и на графин для воды туда же. В "продвинутых" учебных заведениях, скажем прямо, родители собираются по большей части состоятельные. Для них шикарную доску, парты с иголочки купить или компьютерный класс оборудовать - не вопрос. Сами понимаете, тут поневоле придется соответствовать. Но выдержит ли это ваш семейный бюджет? Не так уж редко звонят в редакцию взволнованные родители: "Мы не в состоянии регулярно отстегивать "на нужды" школы круглую сумму, и из-за этого ребенка травят одноклассники".

Словом, ежели не попадете в гимназию, не сильно огорчайтесь. В конце концов, есть немало школ, заработавших безупречную репутацию еще в советские времена (причем замечено, что чем больше у заведения традиций, тем реже оно обращается за "спонсорской помощью"). Те же английские спецшколы (туда берут детей, у которых нет логопедических дефектов), учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов. Правда, и тут есть "но". Английский с первого класса, конечно, никому не помешает, а вот решить, делать ли из малыша гуманитария или отдать в математики, - задача не из простых. Склонности у большинства детей проявляются значительно позже. Тогда, быть может, пока стоит определиться, чего родители хотят от школы в целом? К примеру, ученые, которые готовили для ЮНЕСКО специальный доклад на эту тему, пришли к выводу, что в XXI веке важнейшими для человека будут такие качества, как умение учиться, умение делать, умение общаться и, наконец, умение жить. Не кажется ли вам, что есть смысл подбирать школу именно с таких позиций?..

Если для вас важно, чтобы в классе было 10 - 15 учеников, директор улыбался при встрече, учитель был учтив с вашим отпрыском, даже если тот пульнул в него из рогатки, чтобы в расписании был бассейн, а летом - зарубежные поездки, - вы это получите за весьма приличную плату в частном учебном заведении. Но, опять же, будьте бдительны. Не клюйте на объявления о звездных командах педагогов. Бедный ваш малыш, ежели в первом классе математику у него будет вести какой-нибудь докторант, не знающий детской психологии. Уж он научит, не сомневайтесь! Общая проблема многих частных школ - нестабильность педагогического и детского коллективов. Здесь обещают мощную подготовку по всем предметам, но не исключено, что в итоге ребенок будет прекрасно владеть иностранным (а то и двумя), но плохо разбираться в предметах естественнонаучного цикла. Так что при выборе частного учебного заведения важны осмотрительность, возможность ознакомиться с его лицензией, уставом, а также наличие собственного здания или хотя бы договора о долгосрочной аренде.

Ну а главное, отправляясь на поиски учебного заведения для своего ребенка, помните: плохих школ не бывает и идеальных, впрочем, тоже. Есть школы, которые просто не подходят вашему малышу. А потому не отчаивайтесь - ищите. И обязательно найдете.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter