Анфас и профиль

О трудоустройстве молодых пенсионеров

В молодости соседка Наталья Смирнова по совету своей матери устроилась на химическое предприятие. Планировала заработать «вредность»: право выйти на пенсию в сравнительно молодом возрасте — в 45 лет. Тогда найти работу было легко и многие считали, что получить право заслуженного отдыха как можно раньше — здорово.


Времена изменились. Когда несколько лет назад Наталью с почетом провожали на пенсию, она чуть не плакала: что теперь делать в четырех стенах с утра до вечера? Муж будет уходить на службу, выросшие дети разъехались. На заводе ее при всем уважении не оставили: нужно было освобождать место под солнцем молодым. Работу по специальности инженера она не нашла. Обучать ее другой профессии никто не взялся: дескать, вы имеете средства к существованию, а молодежи надо их еще заработать.


Конечно, при желании могла бы трудоустроиться кондуктором или дворником. Но она, привыкшая всю жизнь работать в отделе, в небольшом коллективе, а не у всех на виду, в нарядных блузках, а не в рабочей спецовке, от таких предложений отказалась. В душе понимает, что молодым действительно место уступать надо, а все равно обижается: могла бы еще принести пользу, ведь опыт имеет, знания. И вот пожалуйста: никому не нужна.


Историй таких немало. К примеру, мой приятель, бывший военный, 44–летний программист, хотя и сумел после выхода в отставку устроиться по специальности, а все равно отношение к нему со стороны сослуживцев не такое, как к другим: постоянно попрекают рано заработанной пенсией, шушукаются за спиной, сторонятся. Начальство намекает, что в случае чего первым пойдет под сокращение именно он. А ведь в коллективе работает немало людей постарше и менее опытных. Но они — не пенсионеры...


Ситуация непростая. Этих людей государство учило, годами они набирались опыта. Чувствуют себя еще молодыми, полными сил. По–хорошему, отставникам можно еще работать и работать. А вместо этого многие из них оказались не у дел — не могут найти применения своим способностям, впадают в депрессию. Не слишком ли расточительно такими кадрами разбрасываться?!


Понятно, что у нынешних выпускников вузов пусть и меньше опыта, но более современные знания, нестандартные взгляды на многие вещи. Работоспособности, как ни крути, у них тоже побольше, чем у тех, кто вдвое старше. И трудоустроить многих вчерашних студентов можно, к сожалению, только на те места, которые освобождает старшее поколение. Иначе одни будут получать и пенсию, и зарплату, а другие — вообще ничего. Что же сделать, чтобы учесть интересы и тех и других, а главное — государства?


Начальник отдела по трудоустройству управления по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома Зинаида Шалупова немного меня успокоила. Да, действительно, раньше льготных пенсионеров — тех, кто ушел на пенсию, не доработав до пенсионного возраста, — регистрировали отдельно. Теперь, учитывая, что они защищены государством — имеют доходы, в отдельный список их больше не выделяют. Зато в службе занятости не делают различий между молодыми и пожилыми. Можешь еще принести пользу, чувствуешь в себе силы — пожалуйста, иди трудись, но при наличии вакансии. А строители, инженеры, газосварщики, слесари требуются всегда. К сожалению, специальности — в основном мужские.


Правда, молодые пенсионеры почему–то в службу занятости обращаются редко — видно, наслушавшись всяких грустных историй, ни на что не рассчитывают. А начни они заходить сюда, многие не разочаровались бы: все зависит от образования, опыта работы, пожеланий. Глядишь, и нашлась бы для кого–то работа. Причем по специальности.


Впрочем, недавно еще один знакомый отставник открыл мне на многое глаза. Поначалу бывший армейский офицер с двумя высшими образованиями смог устроиться только плотником с мизерным окладом в вечернюю школу. Стал сторониться бывших сослуживцев — стеснялся своей простецкой должности. А потом пересилил себя, обзвонил старых друзей, поинтересовался, как кто устроен, и выяснил, что все, кто работу искал, нашли именно то, к чему стремилась душа. После этого проявил настойчивость — обошел отделы кадров не одного предприятия. В результате понял, что у него даже есть выбор. За несколько лет поменял уже 4 работы и утверждает, что с каждым разом ему удавалось занимать должность лучше прежней. Последняя — начальник отдела на крупном предприятии.


Получается, места под солнцем должно хватить всем. Нужно только не лениться и проявлять побольше настойчивости в его поисках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter