Что делать, если в абсолютно мирно настроенной колонне появляются парни, которые огнем «хотят привлечь к себе внимание»?

Анархия – мать беспорядка

Во вторник состоялся очередной «Чернобыльский шлях», мероприятие во многих смыслах знаковое, потому что направлено к памяти об экологической катастрофе 1986 года. Тридцать лет не стираются рубцы на сердце у тех, кто потерял своих родных, бросившихся в первые часы на пылающий реактор, видят горькие сны о своих оставленных семейных гнездах тысячи и тысячи переселенцев, ставших сегодня городскими жителями, но никогда не забывающих свои утопающие в вишневых садах уютные деревеньки на Соже... Они стали жертвами, наши белорусы, и как часто бывало в истории, не по своей вине. Не с нашей земли ударил бесчувственный гром йода и цезия, не у нас сформировались черные облака, разразившиеся в том мае радиоактивным дождем. Пострадали люди в Киевской области, в Брянской области, но больнее всех пришлось белорусам.


Но жизнь есть жизнь, она не останавливается. На пострадавших территориях подрастали и учились дети, создавались новые семьи, и неостановимый ход времен продолжался. Будет неправильно утверждать, что мировое сообщество закрыло на нас глаза. Нет, нам помогали многие страны и многие добрые люди. Мы это знаем, помним и не забудем. Но также правильно будет утверждение, что основную часть невероятных забот по устранению последствий аварии страна взяла на себя. И каждый, кто живет сегодня в Брагинском, Хойникском, Наровлянском и остальных пострадавших районах, не только согласится с этим, но и расскажет о том, как лично ему и его семье помогло государство. И злой миф о том, что будто бы в Беларуси скрываются истинные причины трагедии, это всего лишь досужие разговоры тех, кто ищет дешевой популярности у доверчивой публики. Никто не скрывает, что радиация существенно сказалась на здоровье, что болезни щитовидной железы, — а это, говорят, самый уязвимый человеческий орган, — увеличились. Проблемы «омоложения» онкологии, а это тоже следствие Чернобыля, стоят очень остро, есть множество других тревог. Но все они не сдаются государством в архив, не прячутся, их не только обсуждают, но главное — принимают все возможные меры для достойного отпора постигшей всех нас беды. И в медицине, и в природоохранной сфере, и при производстве продуктов питания.

«Чернобыльский шлях» во вторник отличался от предыдущих тем, что в нем было существенно меньше «политики» и экзотических дам, требовавших «освободить» некоего загадочного «Джона Сильвера» или какого–то никому не ведомого Силивончика. На фоне иконы, колокольного звона, а также вполне корректных экологических лозунгов колонна выглядела собранием людей, желающих ответственно отметить скорбную дату, объединяющую всех белорусов. Не политизировали картину и украинские государственные стяги — ведь украинцы пострадали от Чернобыля. Вполне логичными были бы и триколоры — Россия ведь тоже пострадала...

Но было бы слишком благостным не обратить сегодня внимание и на такой нюанс. Когда колонна проходила улицу Сурганова, в середине ее раздались громкие хлопки, повалил дым. Естественно, что многие перепугались. Впрочем, выяснилось, что это не взрывчатка, а так называемые «файеры».

Зажгли их молодые люди, идущие под черно–красными флагами. Анархисты. Обычно они появляются в масках либо закрутившись темными шарфами. Во вторник они сняли маски. Подбежали корреспонденты: «Кто вы, почему пугаете людей?» Ответ был хладнокровным: «Мы анархисты, группа «Пошуг». Скрываться больше не будем. Файеры зажгли, чтобы обратить на себя внимание». Об этих людях, в среде которых постоянно звучат боевые лозунги, надо говорить более серьезно, нежели это делается в СМИ...

Файеры на Сурганова насторожили ОМОН. Дело в том, что колонна должна была пройти к православному «чернобыльскому» храму, где предполагались массовый митинг и молебен. Вполне естественно, что силы правопорядка не могли допустить риска появления какого–нибудь «файера» в условиях большого и компактного скопления людей. Были организованы проходы для досмотра, как, впрочем, делается в последние годы практически на всех массовых мероприятиях. Тут же раздался ропот, что вот, мол, люди хотят помолиться, а их «обыскивают»... Но что делать, если даже в такой абсолютно мирно настроенной колонне появляются парни, которые огнем «хотят привлечь к себе внимание»? Милиция не имеет права рисковать, да и вообще сегодня каждый разумный человек обязан понимать, что умнее всего перетерпеть некоторые неудобства от досмотра, нежели вернуться домой через больницу, как это случилось на одном из массовых праздников в Минске. Порядок еще никому не принес вреда. В отличие от анархии.

Борис КОЛЕСНИКОВ, «СБ».

Советская Белоруссия № 79 (24961). Четверг, 28 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter