Амнистия подходит к концу

Двенадцатая в истории страны амнистия почти завершена...

Двенадцатая в истории страны амнистия почти завершена: рассмотрено 95 процентов дел осужденных, имевших шанс выйти на свободу раньше отпущенного судом срока. Время подвести итоги и сделать выводы. А также ответить на вопросы тех, кто под амнистию не попал. В департаменте исполнения наказаний МВД рассказали о поступающих из исправительных учреждений обращениях.


Например, возмущен 20–летний Юрий С., отбывающий наказание в ИК–22 в Ивацевичах. В мае этого года молодой человек был осужден за кражу. Понятное дело, хочется на волю! Не отпустили, обида... Но давайте разберемся. Юрия судили уже дважды. В первый раз суд смягчил наказание и назначил вору–новичку 1 год и 6 месяцев лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора. Тогда Юрий прямо из зала суда отправился домой. Но, наверное, плохо расслышал, что в течение указанного срока не должен снова преступать закон, даже по мелочи. Сознательные люди в таких случаях даже улицу боятся перейти в неположенном месте, а Юрий уже через три месяца, зайдя к знакомым в гости, зарится на чужое золото и незаметно кладет его в карман. Думал, не заметят, но — попался. Вину сразу признал, раскаялся, оказывал всяческое содействие следствию... Суд второй раз ему не поверил и назначил другую расплату за преступление: 1 год и 7 месяцев лишения свободы. Отказ в амнистии объясняет начальник специального отдела ДИН Жанна Батурицкая:


— Да, преступление, совершенное Юрием, не представляет большой общественной опасности, является менее тяжким. Но налицо рецидив преступлений! Кроме того, в связи с тем, что осужденный по последнему приговору менее одного года находится под стражей на день вступления в силу закона об амнистии, он не может рассматриваться как ее субъект. То есть — не подпадает. Амнистия действует до 11 января 2013 года, а у Юрия год нахождения под стражей истечет только в феврале.


Другой случай. 51–летний Александр К., отбывающий наказание в ИК–11 Волковыска, считает, что амнистия должна коснуться и его. На нескольких листах в каждом абзаце цитирует статьи законов и рассказывает о том, как ему тяжело, как сильно он болен. В качестве главного аргумента приводит наличие II группы инвалидности, а также упоминает, что осужден якобы по части 3 статьи 339 УК («Хулиганство». — Авт.). Преступление относится к категории тяжких, но в соответствии с законом об амнистии человек, его совершивший, при определенных условиях может рассчитывать на сокращение срока наказания на 1 год. Однако Александр также просит назначить ему «любой другой вид наказания, не связанный с лишением свободы».


Жалобщику уже отказано. Чтобы понять, почему, достаточно открыть информационную базу МВД. Оказывается, Александр — злостный рецидивист, за плечами которого уже 4 судимости за употребление наркотиков. Собственно, и инвалидом он стал вследствие употребления опия. В последний раз суд приговорил его к 2 годам и 3 месяцам лишения свободы. Также обнаруживается, что в 2007 году Александр уже использовал свое право на амнистию и мог начать жизнь с чистого листа. А он снова начал варить отраву! Его чувства понятны, но закон против него. К чему сейчас жаловаться?


Уверена, что без оснований в амнистии не отказывают. Если хочешь государственного снисхождения — докажи, что искренне желаешь исправиться. Кстати, возможностей для этого стало больше: нынешняя амнистия от всех предыдущих отличается тем, что каждый недавний осужденный вышел на свободу с паспортом и уже трудоустроенным. Ежегодно Министерство труда и соцзащиты организует соответствующую бронь трудовых вакансий — около 3,5 тысячи мест.


Прямая речь


Начальник департамента исполнения наказаний Сергей Дорошко:


— Шанс на освобождение, который предоставляет государство, осужденным нужно заслужить. Это и безупречная характеристика в период отбывания наказания, и возмещение материального вреда по искам... К слову, с тех пор как начал действовать закон об амнистии, осужденными, отбывающими наказание в учреждениях закрытого типа, уже возмещен причиненный ущерб на сумму 9,5 миллиарда рублей, в учреждениях открытого типа — на 2,5 миллиарда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter