Об акции по бесплатному лечению минчан, страдающих от алкогольной зависимости

Алкогольный код с правом расшифровки

Уникальную акцию по бесплатному лечению минчан, страдающих от алкогольной зависимости...

Уникальную акцию по бесплатному лечению минчан, страдающих от алкогольной зависимости, начали анонсировать еще за полтора месяца. И всю неделю, что она шла, живо обсуждали в интернете. А результат? В последний день посмотреть на происходящее своими глазами в наркодиспансер по улице Некрасова отправилась корреспондент «СБ». Пришлось запастись легендой: «Записала на лечение мужа. Сильно пьет. Обещал прийти...» Ведь накануне заведующая отделением нарколог–психотерапевт с более чем 40–летним стажем Ирина Егорова предупредила: «На честный разговор в открытом интервью можете не рассчитывать. Или наврут с три короба, или просто пошлют подальше!..» Обвожу взглядом немногочисленную собравшуюся публику. Мать честная! Все как один — при смартфонах, причесаны, приодеты, выходят курить недешевые сигареты. А где же безнадежные, спившиеся, потерявшие себя персонажи, нуждающиеся в помощи государства? Увы, таких я не видела. По словам доктора Егоровой, их на акции не было вообще.


«Суну справку жонке в зубы!»


Мужчина в добротной куртке и с характерно помятым лицом вышел из процедурного кабинета первым. На мое восхищение, дескать, какой он молодец, презрительно покрутил у виска:


— И какие же вы все наивные курицы! Только что я за счет Минздрава обеспечил себе в квартире тишину хоть на некоторое время. Сегодня же суну вот эту справку жонке в зубы, чтобы перестала наконец трещать про кодировку и «подшивку». Сто раз ей говорил, что это все фуфел. Но раз хотела — на! А послезавтра я снова «дерну». Да так, что мало не покажется.


Когда по окончании акции я поделилась впечатлением от услышанного с врачом Егоровой, она была невозмутима:


— А вы кого и что здесь ожидали увидеть? Толпу героев, которым для того, чтобы начать новую жизнь, не хватало только полмиллиона рублей? Даже за деньги нередко бывает, что один подшивается, а второй просто ждет справку в коридоре.


Те, кого теоретически стоило бы проспонсировать в этой акции, интернета не имеют и газет не читают, подмечают специалисты, а потому событие прошло мимо них. Зато на моих глазах из процедурного кабинета вышел раскрасневшийся мужчина в солидном плаще и с дорогим кожаным портфелем. Разговор поддерживать не стал, зато справочку внимательно перечитал и бережно сложил в папку... Кому–то покажет? Или просто сэкономил? Чужая душа — потемки...


Не стоит искать костыль


Примерно 85 процентам участников акции, по словам Ирины Егоровой, стоило бы отказать в услуге еще по приходе. Но делать это специалисты не рисковали во избежание ненужных кривотолков. Например, если бы процедура была платной, то в ней точно было бы отказано одной семейной паре. Обоим на вид лет 45, представились мне как Сергей и Ольга. Поначалу, всматриваясь в их лица, я никак не могла вычислить, кто же кого привел. Оказалось — «подшивались» оба. Семья тоже далеко не простая — хорошо одеты, у дамы салонная стрижка, ювелирные украшения. Правда, на лицах — следы систематического употребления... У Сергея на «подшивку» имелась конкретная ставка:


— Хочу новую машину. Понаворотистей. Да и дом достраивать пора бы. А то как уйдем с Ольгой в запой на три–четыре недельки, так все колом и становится. И деньги сразу — как вода меж пальцев. А тут даром трезвость раздают... Отчего ж не прийти–то?


«Подшивались» Сергей и Ольга уже не впервые. И оба четко понимают: если однажды опустился на дно, даже после длительного воздержания, даже после всесторонней помощи врачей стоит только поднести ко рту рюмку — и очередной срыв в пропасть. Ирина Егорова знает наверняка, что трезвость Сергея и Ольги ненадолго:


— А потому что каждый из них пришел, опираясь на другого, как на костыль. Наркодиспансер — это не ЗАГС и не последний ряд в кинотеатре, куда надо идти, как голубки, держась за ручки. Опираться здесь нужно на собственные острые и зрелые мотивации!


Семейное кодирование опытная Егорова не признает категорически: супруги должны являться не только поодиночке, но и в разные дни. А в идеале вообще не знать о действиях друг друга. Ведь у каждого был сугубо личный повод скатиться вниз, а значит, и выкарабкиваться нужно только самому. В следующий раз, когда жизнь ударит, привычного «костыля» рядом может и не оказаться. И что тогда? Снова пропасть...


Но семейные пары, говорит Ирина Николаевна, так гордятся своим дружным визитом, что в ответ на отказ врача часто устраивают скандал...


Пожар на взлетной полосе


Знаете, какова природа алкоголизма? Это боязнь принимать решения, утверждает Ирина Егорова. Однажды ей пришлось столкнуться с такой бедой в кругу близких друзей, когда 11–летняя девочка Лена, назовем ее так, в отчаянии прибежала за помощью: «Тетя Ира, вы же все можете. Сделайте так, чтобы мама не пила». Та в ответ: «Я ничего одна не могу. Мама должна сама решить». Лена была в шоке. И в конце концов потребовала у мамы сменить ей фамилию и... пригрозила уйти из дому. Ситуация опасна и одновременно полезна была тем, говорит Егорова, что девочка–подросток и в самом деле в силу своего характера могла на подобное решиться. На этом Ирина Николаевна и сделала акцент в разговоре с мамой Лены: «А ведь действительно уйдет. Твоя — может!» — и оставила наедине с немедленным выбором. И мать выбрала трезвость. На несколько лет. Когда Лене исполнилось 16, она уехала за границу учиться...


По словам доктора Егоровой, от акции было бы больше пользы, если бы избрали для нее конкретную целевую аудиторию — детей. Ведь, к сожалению, есть у нас уже и такие, у кого в 12 — 13 лет наблюдается первая, а то и вторая стадия алкогольной зависимости, сокрушается врач:


— Для подростков и молодежи алкоголь прежде всего опасен тем, что имеет самые обидные последствия: любые успехи и стремления в учебе превращаются в ничто. Можно выиграть хоть пять олимпиад по предмету, но мозг на фоне спиртного ничего не зафиксирует. Дальше — еще хуже. На самом деле алкоголь нельзя даже пробовать до 21 года. А у некоторых к этому времени уже мало возможности восстановиться...


Вот и 38–летний Игорь, рассматривая только что полученную справку, признался мне, что первые запои у него случились еще в юности:


— Подумай сама: папа — оперный певец, мама — завкафедрой в университете. Такие звезды! Каждую минуту жужжали, что я должен соответствовать нашей благородной фамилии. А ведь я тоже не лыком шит — рисую как бог! Но чем больше мне напоминали о «взлетной полосе», тем больше мне хотелось ее поджечь. Я так и делал! Пил вопреки. А потом втянулся. За бутылкой бедокурил так, что батя устал от тюрьмы отмазывать... Жену мне тоже выбирали породистую. А я любил девочку из соседнего подъезда, у которой мама работала уборщицей в школе...


Игорь вдруг заскрипел зубами и скомкал справку. Я видела: здоровому мужику хотелось плакать. Наследник благородной фамилии сейчас рисует портреты на надгробьях. А «подшиться» обещал 75–летней маме, которая еще месяц назад дала на это деньги. Но Игорь их пропил. Говорит, мама грозила наложить на себя руки.


Ирина Егорова историю Игоря резюмировала как совершенно классический и даже показательный случай:


— В подавляющем большинстве люди попросту прячутся за бутылкой от реальности, которая им не по плечу. От некомфортных жизненных условий, от невыполнимых задач и планок, которые навязывают окружающие или сложившаяся ситуация. А ведь у каждого своя взлетная полоса. Какой выход? Найти в себе решимость противостоять. Принять решение — и сменить работу, жену, прическу, соседей, город... В борьбе с алкоголем выигрывают эгоисты.


Молчание — золото


А один из пациентов Ирины Егоровой в тот день сбежал. Даже не дождавшись очереди на консультацию. Прямо из цепких рук жены, уже торжествовавшей победу и то и дело трезвонящей по телефону друзьям да родственникам:


— Не поверишь, привела–таки Жору «подшиться» по акции! Сидим. И пусть бы только попробовал на халяву не пойти!


В какой–то момент Жора вышел покурить. И не вернулся! Супруга забегала, стала звонить — а он уже телефон отключил. Побежала искать... Так и не вернулись.


Не зря врачи–наркологи говорят: одна из самых больших ошибок жен и матерей алкоголиков — это звонить об их бедах и победах по всему миру. Каждому человеку, а уж тем более мужчине, хочется быть героем. А не «подшитым» или закодированным слабаком. Даже если это бесплатно...


Кстати


Из 115 человек, записавшихся на участие в акции по бесплатному лечению от алкогольной зависимости, явились 85.


Советская Белоруссия №206 (24343). Четверг, 31 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter