Александр Войтович: "Юбилей - это не повод для победных реляций"

"Юбилей - это не повод для победных реляций" Пять лет назад 13 января в Минске состоялось первое пленарное заседание Совета Республики Национального собрания.
"Юбилей - это не повод для победных реляций"

Пять лет назад 13 января в Минске состоялось первое пленарное заседание Совета Республики Национального собрания. Юбилей негромкий, но для внутриполитической жизни знаковый: тогда на смену Верховному Совету пришел новый двухпалатный парламент. Итоги первой парламентской "пятилетки" в интервью для "СБ" подвел председатель Совета Республики второго созыва Александр ВОЙТОВИЧ.

- Наш юбилей - вовсе не повод для победных реляций или механического перечисления принятых законопроектов, - считает он. - Сегодня можно и нужно оглянуться назад, проанализировать достижения, извлечь уроки из возможных допущенных ошибок.

Главный итог, и об этом можно говорить уже без условий и оговорок, в том, что Совет Республики как палата национального парламента состоялся! События и время показали: такой парламент не только более качественно выполняет свои законодательные функции, но и служит стабилизирующим фактором для общественно-политического развития государства. К слову, рост числа двухпалатных парламентов стал в последнее десятилетие общемировой тенденцией. И то, что Беларусь им следует, - вполне логично.

Авторитет и опыт Совета Республики - это заслуга наших парламентариев. Я горжусь составом нашей палаты: у нас столько интересных, известных всей стране людей, настоящих профессионалов. Ждем, что в этом году нас станет больше: должны быть избраны еще по одному представителю Брестской, Гродненской и Гомельской областей. Думаю, что в Совете Республики будут представлены председатели Гомельского и Гродненского облисполкомов. Одним словом, в связи с несколькими образовавшимися вакансиями я уже обратился в Центральную избирательную комиссию с соответствующими предложениями - ведь именно Центризбирком объявляет и организовывает выборы в Совет Республики.

Увы, мы, законодатели, порой спешим: новые общественные отношения и экономические условия требуют немедленного законодательного обеспечения. Неотложной текучей работы так много, что в результате не всегда удается сконцентрироваться на первостепенных задачах, выделить главное. Но и эта негативная тенденция нами преодолена: могу констатировать, что Совет Республики внес свою лепту в здоровое структурирование законопроектной работы.

Мы предложили Президенту и правительству список приоритетных законопроектов в экономической сфере, и большая часть наших предложений уже принята.

- Кто будет их реализовывать?

- На мой взгляд, есть смысл подумать, как Совет Республики и Палата представителей сами могли бы более активно участвовать в законопроектной деятельности, для чего нужно пересмотреть финансирование работы парламента. Пока же аппарат у нас маленький, привлекать специалистов-разработчиков нет возможности в силу финансовой несамостоятельности. И еще. Практика подтвердила, что на переходный период роль декретов Президента весьма важна: они позволяют мобильно реагировать на все изменения в экономике и политике, корректировать правовые условия для разрешения острых насущных проблем. Но есть в мобильности и отрицательные стороны. Законопроекты, принимаемые парламентом, проходят всестороннюю юридическую и общественную экспертизу, обсуждаются и принимаются депутатами и сенаторами в два этапа. Иное дело декреты, которые порой становятся для общественности полной неожиданностью: проекты готовит узкий круг специалистов, которые просто не в состоянии учесть все возможные последствия применения новых документов. Красноречивый пример - отмененный в прошлом году сороковой декрет. Как мне кажется, на практике он так ни разу применен и не был. Я убежден, что раньше или позже будет отменен и декрет, касающийся Академии наук.

- Александр Павлович, все знают, что в недавнем прошлом вы - президент НАН. В ученой среде у вас репутация реформатора и новатора. Пришлось ли что-нибудь менять или реформировать в Совете Республики?

- Вы правы, профессия накладывает на человека свой отпечаток. Но когда я год назад пришел из науки в законодательную сферу, то не увидел чего-то такого, что вызвало бы у меня отторжение. Мне ничего не пришлось кардинально менять в Совете Республики. О недостаточной связи законодательной деятельности с наукой говорили еще и мои предшественники по национальному парламенту. Определенные шаги, чтобы ликвидировать этот недостаток, мы уже сделали. К примеру, создали при председателе Совета Республики научно-экспертный совет, куда вошли наиболее известные и квалифицированные ученые, юристы, экономисты... Цели и задачи совета понятны: анализ и прогнозирование основных общественно-политических тенденций в стране - для перспективного планирования законопроектной деятельности. Совет уже провел семинар, на котором широко обсуждался проект бюджета на этот год. По оценкам специалистов, обсуждение в таком кругу было весьма полезным не только для членов Совета Республики, но помогло и депутатам Палаты представителей. Конечно, мы не могли как-то кардинально повлиять на цифры в статьях законопроекта, но некоторые наши предложения все же были учтены. Главное, мы опробовали новую форму участия Совета Республики в работе над законопроектом.

- Какое еще направление парламентской деятельности требует научного методологического подхода?

- Совместно с Центром законопроектной деятельности мы разработали концепцию местного самоуправления. В конце декабря проект был передан в Администрацию Президента. Документ должны обсудить все заинтересованные стороны, включая Палату представителей. Когда в проект будут внесены все изменения и дополнения, концепция ляжет на стол Президента. По "молодости" Совет Республики мало уделял внимания вопросам местного самоуправления. А ведь в парламенте должна быть структура, которая обобщала бы опыт местных органов власти, вырабатывая рекомендации по совершенствованию этой работы.

- В России произошли изменения в политической элите. О чем свидетельствуют и кадровые изменения в Совете Федерации. Во время недавнего визита в Москву вы лично поздравили нового коллегу - председателя Совета Федерации С.Миронова. Какие, по-вашему, перспективы у белорусско-российских межпарламентских отношений и что за политические тенденции будут их определять?

- Я не переоцениваю уровень своего знакомства с Сергеем Мироновым. Мы действительно впервые увиделись только на последнем заседании Высшего Госсовета; времени для общения у нас было ровно столько, сколько требуется для рукопожатия. Чтобы определиться по взаимодействию, нужна отдельная обстоятельная встреча. С Егором Строевым у нас были очень быстро налажены личные и служебные контакты. Думаю, что такое же взаимопонимание будет и с Советом Федерации нового состава. Пока же о планах своего коллеги я узнаю из тех интервью, которые опубликованы в СМИ.

Если об интеграционных процессах с Россией говорить совершенно откровенно, то понятно, насколько это естественный путь для народов двух государств. Иное дело политические элиты - комплекс совпадений и несовпадений их интересов и выгод сказывается на интеграционных процессах. При этом остается фактом: инициатором интеграционных процессов с Россией был Александр Лукашенко. Темпы строительства Союзного государства - это тема отдельного разговора. Но одна тенденция меня очень обнадежила: в конце прошлого года и российская сторона, и мы четко сформулировали общую позицию - чтобы у Союзного государства было будущее, необходим основополагающий документ, Конституционный акт. Мне кажется, работа над проектом станет в этом году главной союзной темой. Недавно в группу разработчиков проекта вошли депутаты Парламентского собрания. Это добрый знак! В перспективе именно положения Конституционного акта более четко обозначат роль и место парламентариев в строительстве Союзного государства: вслед за принятием Конституционного акта можно принимать закон о союзном парламенте и его полномочиях.

- Александр Павлович, пятилетний юбилей Совета Республики совпал с рождественскими каникулами. Вас коллеги с праздником поздравить не забыли?

- Вы знаете, поздравляли и продолжают нас поздравлять не только коллеги, но и руководители учреждений и ведомств, деятели науки и культуры страны. Много поздравлений и праздничных посланий пришло из-за рубежа. Среди них - от руководства парламентов государств - участников СНГ, Японии, Монголии, КНР, Греции, председателя ПАСЕ лорда Рассела-Джонстона...

- Нам если что и остается, так это только присоединиться ко всем этим поздравлениям и добрым пожеланиям!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter