Дирижер Александр Анисимов о проблемах классической музыки в Беларуси

Александр Анисимов: «Классическая музыка никогда не была рентабельным делом»

Классическая музыка — неотъемлемая составляющая культурной жизни и прекрасный релаксант. Александр Анисимов, народный артист, дирижер Государственного академического симфонического оркестра, с улыбкой говорит, что ему не мешают слушатели, которые на концертах аккуратно... спят. Потому что в этот момент они отдыхают и оздоравливаются, с чем их можно поздравить. Главное, чтобы не храпели. Однако если говорить о судьбе музыкальной классики и жизни тех, кто сегодня ее исполняет и продвигает, знаменитый дирижер иной раз начинает закипать. Оказывается, и в сфере высокого искусства есть «горячие точки», не всегда заметные зрителю даже из первого ряда.

— За рубежом регулярно исполняются новые симфонические произведения, камерная музыка и балеты; они востребованы, есть современные композиторы, которые их сочиняют. Можем ли мы в Беларуси претендовать на что–либо подобное?

— Что касается рекламы, популяризации, издания новых произведений и их исполнения, то за рубежом — в Европе, Америке, в азиатских странах (Японии, Корее) — это как было всегда очень дорого, так и остается. И осуществляется только благодаря мощнейшей поддержке капитала.

Сравнивать с ситуацией в Беларуси невозможно. Но тем не менее мы умудряемся что–то делать, и довольно успешно. И в новом сезоне будем исполнять музыку ведущих отечественных композиторов — Гореловой, Мдивани, Кортеса, Смольского. Сейчас играем ее при аншлагах, при полном зале, правда, приходится идти на ухищрения. Например, премьера оперы Кортеса «Медведь» по Чехову (в концертном исполнении, в нашей филармонии) была в одной программе с выступлением французского скрипача. Публика пришла на знаменитого француза — и получила удовольствие от неизвестной музыки Сергея Кортеса.

Вы скажете, а где же новые имена, где молодежь? Да нет их! Потому что они пишут и никто не знает о том, что они пишут. А между тем есть талантливые ребята и они как–то должны пробиться.

— В связи с этим прямой вопрос: какие меры поддержки сейчас требуются нашей академической музыке? У вас ведь наверняка есть мысли, как улучшить ситуацию...

— В качестве мер ничего нового выдумывать не надо: больше слушать музыки закупочным комиссиям, попытаться отстоять необходимость финансирования новых произведений, ведь не самим же композиторам идти в какие–то серьезные учреждения и говорить: «Мы хорошие, дайте нам, пожалуйста, возможность работать небесплатно». Этим должны заниматься другие инстанции.

— Условия, в которых вы работаете, соответствуют международному уровню?

— Финансовые условия оркестра не могу сказать, что соответствуют. Другой аспект: при всей любви к моему родному дому, Белорусской государственной филармонии, ее зал, к сожалению, не приспособлен для симфонической музыки. Да, мы все–таки выдаем качественный продукт — с огромными усилиями (я сейчас имею в виду акустику). Но достойного концертного зала для классической музыки у нас нет. В СССР, к примеру, поддержка классики, советской музыки была очень серьезной. Хотя залы не всегда были полные. Мне рассказывали аксакалы оркестра, как играли при 40 человеках. Играли — и никто не отменял концерт. Мало того, никто не снимал зарплату с музыкантов за то, что они выступают при полупустых залах. А сегодня можно услышать от бухгалтерии: «У вас 70% заполняемости, поэтому мы вам не дадим премию в полном объеме». Получается, что музыкантов лишают заработка из–за того, что в зале не 700 человек, а 500, или потому что доходы даже с аншлагового концерта не перекрыли те расходы, которые на него заложены. Сейчас, конечно, непростое время, но все–таки я считаю, что это неправильная практика. Классическая музыка никогда не окупалась и окупаться не будет.

— Как вы воспринимаете модный тренд на смешение академической музыки с другими направлениями — допустим, классику в рок–обработке или рок–концерты под симфонический оркестр?

— Нормально воспринимаю. Мало того, я этим грешу. Я не считаю рок–музыку деяниями дьявола. Ничего подобного! Если это талантливо сделано, красиво и с достоинством подано, тогда это тоже искусство, тогда это музыка. Другое дело, что нужно думать о балансе, о пропорции, и если у нас в большом сезоне, в котором исполнялась в массе классическая музыка, был концерт с участием группы «Океан Ельзи» — почему нет? С одной стороны, мы приобрели поклонников, а с другой — нам интересны разные жанры.

Мы играли и со Scorpions, например. Мало того, гастролировали недавно в Петербурге и исполняли симфоническую сюиту Led Zeppelin. Что тоже было интересно и к месту, так как шел фестиваль летней парковой музыки. Мы выступали в парке Гатчины, 20 тысяч человек нас слушали! На озере, в два часа ночи... Очень красиво и здорово! Почему в Беларуси нельзя что–то подобное придумать? Нет ничего невозможного, но нужна поддержка, нужно хотя бы ухо, кто–то, кто выслушает и скажет: «Да, мысль интересная, попробуем что–то предпринять».

Оркестр с успехом принимает участие и в интересных минских проектах: фестивале Ю.Башмета, фестивале В.Спивакова. С другой стороны, необходимо создание белорусского брэнда классической музыки. И я нашел поддержку в Администрации Президента. Однако попытки подключить к реализации идеи Министерство культуры (а без его помощи и участия никак не обойтись) были восприняты в ведомстве без энтузиазма.

— Кто–то говорит, что классическая музыка в упадке, кто–то — что она, наоборот, расцветает...

— Многое зависит от географии и от обстоятельств. Если же вести речь о Беларуси, я не вижу каких–то негативных тенденций. К примеру, 3 сентября мы открываем сезон, и я уже знаю, что на концерт будет, как говорят мои дети, «лом». Во–первых, тема злободневная: три братских народа, три страны — Беларусь, Россия, Украина. Во–вторых, сразу две премьеры — «Страсти по Марку» Галины Гореловой, посвященные Витебску и Шагалу, и рапсодия «Тарас Бульба» Леоша Яначека. В–третьих — опера Чайковского «Мазепа» не исполнялась в Минске более пятидесяти лет. И, в–четвертых, Андрей Мерзликин, которого все знают по «Бумеру», будет читать пушкинскую «Полтаву», а «Мазепу» будут петь звезды российской оперы.

Сезон ожидается непростой: получено много приглашений из–за рубежа, так что коллектив и частями, и полностью будет гастролировать. Таким образом, собрать всех вместе в том виде, в котором я представляю себе Государственный академический симфонический оркестр как паспорт нашей музыкальной культуры, получится не во всякую неделю. Поэтому каждый концерт, я надеюсь, станет событием.

ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия №164 (24545). Пятница, 29 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter