Какими видят нынешние выборы известные эксперты?

Акценты политической кампании

Оставшиеся 9 дней до выборов, по сути, финишная прямая. Поведение участников избирательного марафона на ней, их программы уже дают богатую пищу для размышлений. Какими видят нынешние выборы известные эксперты?



По мнению директора Информационно–просветительского учреждения «Актуальная концепция» Александра Шпаковского, на первоначальном этапе кампания проходила недостаточно активно:

— Например, на этапе сбора подписей большинство кандидатов ограничились пикетами, а не использовали наиболее эффективную тактику поквартирного обхода, предполагающую прямую коммуникацию представителей инициативных групп с широкими массами избирателей.

Кроме того, белорусы традиционно отказали в доверии претендентам популистского толка. Немаловажной, хотя и не менее традиционной особенностью нынешних выборов можно считать и наличие явного фаворита среди кандидатов, что уменьшает интерес избирателей к агитации иных политиков. Впрочем, считать это деструктивным для выборов фактом Александр Шпаковский не спешит:

— Конечно, если рассматривать выборы как политическое шоу, то такой фактор уменьшает остроту информационного противоборства. Но если рассматривать как стратегический этап в жизни государства, направленный на формирование порядка управления путем организации волеизъявления граждан, то подобное спокойствие нашей избирательной гонки выглядит весьма позитивно. Хотя бы в контексте обеспечения стабильного развития.

На еще одну особенность нынешней кампании указывает заведующий кафедрой Белгосуниверситета, доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев:

— Те кандидаты в Президенты, кто опытнее да мудрее и к тому же чувствует шансы на победу, обещают меньше. Они прекрасно знают и не скрывают это от избирателей — путь к благоденствию всегда тернист, он требует упорного труда, умения преодолевать трудности, искать ответы на бессчетные вызовы. Ибо всякий результат требует затрат — это основной закон экономики!

Не может согласиться экономист и с теми кандидатами, кто уповает на свободный рынок. Который якобы сам, без вмешательства государства, все лучшим образом обустроит и наладит:

— Надо помнить и о свойстве рынка выявлять самых способных предпринимателей. И одаривать их рублем, забирая деньги у прочих, менее способных и удачливых. Получается, свободный рынок богатых делает еще богаче в то время, когда бедные становятся еще беднее. Следовательно, тех кандидатов, которые обещают социальное благополучие, уповая на свободный рынок, можно считать популистами.

Этот аспект, по сути, конкретизирует руководитель научно–исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук:

— Программы кандидатов Гайдукевича, Улаховича и Короткевич — это набор тезисов и лозунгов из серии «понравиться электорату». Причем эти программы ориентированы на тех, кто привык к пресловутой халяве, кто постоянно идет к государству с протянутой рукой: «Дай, дай». Эти программы нельзя считать полноценными, это пиар–листовки, не более того. Предвыборная программа кандидата Лукашенко содержит целый ряд правильных положений и тезисов. Экономический блок в ней проработан лучше, чем у его конкурентов.

Что ж, мнения экспертов, безусловно, заслуживают внимания. Соглашаться с ними или нет — дело личное. А вот прийти на следующей неделе на избирательный участок и отдать свой голос просто необходимо каждому из нас. Это не обязанность — но как раз тот случай, когда права превыше любых обязанностей.

Кстати

Особый спрос

Сайт Центризбиркома разместил информацию о социологических структурах, аккредитованных для проведения опросов по президентским выборам и общественно–политической ситуации в стране. Аккредитацию получили Институт социологии НАН Беларуси, Информационно–аналитический центр, Могилевский институт региональных социально–политических исследований, Центр социологических и политических исследований БГУ, Молодежная лаборатория социологических исследований Республиканского союза общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций», а также Институт сравнительных социальных исследований «Евразийский барометр». Только эти социологические службы имеют право проводить социологические опросы, относящиеся к выборам Президента и общественно–политической ситуации в стране.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 189 (24819). Пятница, 2 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter