Аккордеон для Петра Мстиславца

В редакцию приехала заведующая отделом культуры Мстиславского райисполкома Елена Почтовая и увезла с собой аккордеон Эллы Зиангировой ("СБ" за 9 марта).
В редакцию приехала заведующая отделом культуры Мстиславского райисполкома Елена Почтовая и увезла с собой аккордеон Эллы Зиангировой ("СБ" за 9 марта). Его решили мы передать в музыкальную школу детям, которые к сентябрю освоят инструмент и будут играть на празднике славянской письменности. Отремонтировал для них аккордеон известный в республике баянист Иван Александрович Болотов.

Я недавно из Мстиславля. Здесь уже чувствуется, что скоро праздник. Город становится чище и светлее. Заботы пришли!

Фотографировала Мстиславль и его окрестности весной и летом, объехала почти весь район и поняла, как точно избран адрес святоотеческих чтений. Места красивые очень: села, курганы, старые селища. Поступил, кстати, и первый взнос на счет праздника из Могилева.

- Есть на что белить и чистить город, 20 миллионов рублей прислали из области, - подтвердил Владимир Михайлович Копейко, председатель райисполкома. - Колхозы тоже скинутся, чтобы можно было гостей принимать достойно.

Мы, журналисты "СБ", решили принять свое участие. Аккордеон наш не удивил бы Петра Мстиславца. Он играл на свирели, как на баяне дети теперь.

- Думаю, во времена Петра Мстиславца не было таких долгов, как сейчас, - говорил мне в то время начальник райсельхозпрода Владимир Ефимович Морозов. - Есть деньги, нет их - не это главное. Их всегда мало. Что у нас в душах? Зачем праздник? Для кого и для чего он? Вот что важно.

Морозов вызвался показать мне город и район. Повез туда, где самому легко и просто думается.

Провести республиканские дни письменности - дело непростое. Надо бы получше изучить прошлогодний опыт древнего Заславля. Но Заславль под боком у Минска - тут проблем было поменьше. Мстиславль же - провинция. Надо сделать самим все: успеть показать людям места, раскрыть глубинные духовные силы истока наглядно. Чтоб день запомнился.

Владимир Ефимович не знал, кстати, что мне еще до встречи с ним уже пришлось повстречаться с... Петром Мстиславцем. Сперва ночевать по соседству с домиком отца просветителя. Окно моего гостиничного номера выходило почти что на окна домика из красного кирпича, простоявшего тут века и уцелевшего от пожаров, которых в Мстиславле было огромное множество: 1858 год, 1863-й, 1921-й, 1942-й... Зажгла свечку и сквозь нее смотрела в старинное окно. В доме том - обычные люди. Знают ли, что когда-то, после многолетних скитаний, Петр Мстиславец вернулся именно сюда?

На другой день Елена Почтовая повела меня к изящному, скромному и стильному памятнику: "Первопечатнику Петру Мстиславцу от благодарных земляков" - и подписи автора нет. Памятник не тяжеловесен. Работа эта, оказывается, - дипломный проект ныне известного и уважаемого скульптора.

За что же жители провинциального городка благодарят своего земляка? Почему преклоняются перед ним? Что знают о нем?

Петр Мстиславец в своем служении Творцу и Отечеству позаботился о каждом - он был не только просветителем и первопечатником, но и гравером, основал с Иваном Федоровым первую типографию в Москве. Можно сказать, именно ему Мстиславль обязан за свет, что дает слово Божье и человеческое. Кстати, именно о Петре Мстиславце говорили после издания "Апостола" и "Евангелия поучительного", что "слово Божие размножилося и научение людей законам греческого ширилося".

И вот пришло время уже через века нового возвращения его в родной город - надо переложить "на простую мову" и то, что когда-то не успел сделать он, работая то в Заблудове (место в Польше сейчас), то во Львове и в Остроге, то в Вильнюсе, то под Оршей. Мстиславец спешил вслед за Скориной. И то, за что сейчас ратуют в наших краях, для него было свято: единство славян.

- Едем в пустынь, - вдруг предложил Морозов, - я всегда стремлюсь туда, когда сложно...

Стоим и словно книги Петра Мстиславца листаем с Владимиром Ефимовичем.

Под деревьями, у криницы, теперь вовсю цветут цветы, а когда мы ехали - таял снег.

Со времен Куликовской битвы место это так и величается - "город пустынский", явление иконы Божией Матери. Родоначальник мстиславских князей Семен Лугвень был женат на дочери Дмитрия Донского Марии. Говорили они на старобелорусском языке, исповедовали православие. У святой криницы благословляли на Куликовскую битву.

- Срам, что монастырь пустыней стал... - мой спутник посмотрел вокруг.

Однако есть кому почистить. Разрушенную колокольню, храм и кельи сразу не восстановить. Это дело времени, а вот территорию очистить можно и на субботнике. Преподаватель истории местного ПТУ Владимир Шиленков готов со своими учащимися взяться за дело. Все равно ведь в пустынь (к кринице) люди поедут. Кому понравится запустение?

...Любуемся криничкой. Морозов рассказывает мне о пустыни. Я ему - о Мстиславце. О школьном учителе истории Михаиле Анатольевиче Ткачеве, который многое здесь раскопал, нашел и открыл, стал профессором, опытным археологом, звал и меня копать селища, но рано ушел из жизни. Жаль, не будет его на празднике.

Едем дальше. Морозов продолжает говорить

: - Люблю смотреть, как набирает силу жито, когда все оживает. Люблю, когда хлеб растет. Люблю жить. Я живу в деревне всю жизнь. У меня гектар земли. Картошка, теплица, зерно, капуста. Работал председателем колхоза. Теперь директор совхоза "Вихры"...

"Спiць пад ззяннем месяца,

Л„гшы ›здо›ж ракi,

Месца, што не месцiцца

Назвай у радкi;

Мсцiславам,

Амсцiславам,

Як нi назавеш...

Эти стихи написал Аркадий Кулешов. Что означает название, странное сочетание "мсти" и "слава". "Мстить" можно только славе своей - ею же самою... Петру Мстиславцу не нужна была слава. Он послужил истине как апостол. Жил в XVI веке, но не стал далеким и непонятным. Наоборот - открывает все еще людям единую Русь, ту самую "русскость" души, которая во всем: в образах на иконах, в молитвах, стихах, книгах. Он, собственно, и ходил-то по Белой, Малой и Великой Руси свободно, как и мы прежде, не деля ее, но на исходе жизни (есть такое поверье), почувствовав, что силы уходят, возвратился в родной Мстиславль, в домик детства из красного кирпича.

Что еще обрадовало Морозова и меня в Мстиславле? Очень многое! Начали печь новый хлеб, свой, мстиславский. Меньше безработных. Больше стали строить жилья.

Как бы не позабыть о главном мне. А! Больше стали почитать своих земляков. Несколько лет нет уже в живых художника Врублевского. Все знали его: раздавал картины, не жалея, всем подряд, и в конце концов стал писать прямо на стенах домов, расписал и свой двор. В доме его теперь музей Врублевского, пусть маленький, но музей. А музея Петра Мстиславца нет! Будет? Вот восстановится пустынь, пройдут дни письменности, соберут во Мстиславль народ со всего света и придумают, как строить часовню и храм.

На снимке: Елена Почтовая у памятника Петру Мстиславцу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter