Что собой представляет знаменитый катарский центр Aspire?

Академия всемирного масштаба

Академия спортивного совершенства — так еще называют знаменитый центр Aspire — находится далеко не в центре Дохи. Но увидеть ее можно практически из любой точки катарской столицы. Над ровной, как стол, поверхностью пустыни в небо взмывает гигантский небоскреб, похожий на факел. Это гостиница Aspire Hotel Tower —– один из самых роскошных отелей в Дохе и самое высокое в Катаре здание. Но это далеко не самый уникальный объект академии. Здесь их больше десятка.


Спартак Миронович (справа) знает, как воспитывать олимпийских чемпионов.

Сразу за стеклянной дверью комплекса Aspire Dome можно увидеть необычный монумент высотой в человеческий рост. Он изображает земную сферу, с поверхности которой тянутся вверх несколько рук. Но одна — та, что посередине, — отличается от остальных: кисть ее крепко сжимает медаль победителя. Здесь журналистов встречает директор по спорту уникального в масштабе всей планеты учебного заведения Крис Эрл и объясняет: это символ работы здешних специалистов. Из множества талантливых ребят обязательно вырастет хотя бы один чемпион.

Академия спортивного совершенства начала работу еще в 2005 году. Всего за 20 месяцев семь компаний, работавших 24 часа 7 дней в неделю, возвели на территории академии целую россыпь объектов. На церемонию открытия самого большого на планете спортивного учебного заведения тогда съехались футбольные звезды первой величины: Диего Марадона, Пеле, Роналдиньо. Крис Эрл с особой гордостью демонстрирует майку и бутсы с автографом последнего. Оказывается, бразильский футболист подарил академии свои вещи в память о визите. В нескольких метрах от презентов Роналдиньо расположена стена славы: на ней оставляют автографы и пожелания все именитые спортсмены, приезжающие в Доху на тренировки.


Лекция от Криса Эрла

В овальном здании, разделенном на две половины, строители уместили более десятка спортобъектов. Здесь и 50–метровый бассейн глубиной 7 метров, и многофункциональная площадка, которая может меняться для игры в баскетбол, гандбол, волейбол и футзал. Есть и места для занятий спортивной гимнастикой, фехтованием, сквошем...

Увидеть тренировочный процесс, правда, не получается: школьники пока на занятиях, а на две площадки пройти не разрешают. Директор Aspire по спорту объясняет, что стеклянные стены бассейна завесили шторами, поскольку сейчас там тренируются женщины. По законам шариата их в это время не может видеть никто. То же происходит и на площадке для гимнастики. Вокруг уже выставлены ограждения, а совсем скоро здесь появятся женщины–охранницы.

Впрочем, два самых крупных объекта в Aspire Dome — легкоатлетический манеж и футбольное поле — увидеть все же удается. Гордость — это газон. На самом деле искусственный, но от живого почти не отличающийся.

Руководитель учебного заведения обращает наше внимание на третий уровень здания. Там располагается медиацентр для журналистов, ложи для ВИП–гостей с бассейном и комплексом спа–услуг. Крис Эрл подытоживает: чтобы разместить на Aspire Dome 13 спортивных площадок, понадобилось задействовать порядка 120 тысяч «квадратов».

Общая же площадь всей академии впечатляет еще больше. Это целых 250 гектаров, на которых, кроме Aspire Dome, находится более десятка других спортивных объектов. В том числе стадион «Халифа», на котором в 2022 году пройдут матчи футбольного чемпионата мира. Чтобы оценить высоту 50–тысячной арены, приходится запрокинуть голову. А Крис Эрл говорит, что через год после реконструкции вместимость стадиона дойдет до 65 тысяч. Есть в Aspire и олимпийский 50–метровый бассейн с вышками для прыжков в воду. И беговые дорожки, и парки. Но главный центр притяжения академии, подчеркивает ее директор по спорту, это 15 футбольных полей на территории комплекса. Именно сюда приезжают на тренировки и восстановление всемирно известные клубы. Несколько дней назад в Дохе, например, закончила тренироваться «Бавария».

Сборами и тренировками работа, впрочем, не ограничивается. Ведь академия в Дохе — не спортивный клуб. В первую очередь это учреждение образования. К тому же государственное — финансируется из бюджета Катара. Так что в фокусе Aspire молодое поколение еще молодой страны. Тренеры отбирают для учебы здесь самых способных ребят, начиная с 5–летнего возраста. А это не так просто. Коренного населения — собственно катарцев — здесь всего 200 тысяч.

По ходу обучения каждый год ребята проходят специальные тесты. Результаты их анализируют ученые и преподаватели. Изучение организма каждого школьника имеет настолько подробный характер, что научные сотрудники с точностью могут описать, какие параметры будет иметь тот или иной спортсмен к 11 — 12 годам. Вплоть до точного роста, веса и размера кисти. Через пять–шесть лет после начала учебы школьник имеет определенное представление о том, к какому виду спорта наиболее предрасположен.

Конечно, во многом система спортивного образования в Aspire напоминает белорусскую. Занятия по общеобразовательным предметам и тренировки начинаются утром и продолжаются до обеда, после чего наступает перерыв. Вечером школьники продолжают тренироваться, а затем уходят на отдых. Но что отличает академию спортивного совершенства в Дохе, так это число тренеров. На 324 ученика в Aspire их приходится около 130. Примерно столько же ученых занято анализом показателей каждого школьника.

Aspire впечатляет. Но результаты зависят не только от материальной базы. Наш знаменитый тренер Спартак Миронович, вручивший памятный подарок Крису Эрлу во время экскурсии по Aspire, — лучшее тому подтверждение. Восемь олимпийских чемпионов, воспитанные Спартаком Петровичем, вряд ли имели возможность заниматься в условиях, хотя бы отдаленно похожих на современный катарский Aspire. И тем не менее...

Советская Белоруссия № 12 (24642). Четверг, 22 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter