Академия едет в глубинку

Интервью с ректором Общественной академии журналистики Александром Градюшко

Журналисты совершенствуют профессиональное мастерство не только в столице, но и в областных и районных центрах

Прошло три года с того времени, как была создана Общественная академия журналистики. Что сделано за это время, какие выявлены плюсы и минусы в ее работе и, главное, оправдала ли себя новая форма повышения профессионального мастерства работников СМИ? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые были затронуты в беседе с ректором академии Александром Градюшко.

— Александр Федорович, представлять вас читателю, видимо, особо не стоит. Скажу лишь коротко. После окончания журфака БГУ вы 13 лет отработали в редакции «Сельской газеты», затем 25 лет – в «Советской Белоруссии» (зав. отделом, заместителем, первым заместителем главного редактора) и сейчас снова работаете в сельской газете, то есть в «Белорусской ниве». Любопытно, а как вы стали ректором Общественной академии журналистики?

— Узнал об этом случайно. Однажды пригласил меня к себе председатель Белорусского союза журналистов Анатолий Иванович Лемешёнок и сказал: «На заседании секретариата Союза журналистов учредили Общественную академию. Единогласно вы избраны ее ректором. Поздравляю! Приступайте к делу…» Отказываться было неудобно да и поздно: решение-то принято.

— Вам бы никто не пенял, если бы вы отказались. За плечами огромный опыт работы, признание ваших заслуг (четыре государственные награды, немало дипломов, почетных грамот разного достоинства, премий и т.п.), и вдруг – не буду или не хочу. По характеру вы человек общительный, любите и умеете работать с молодыми журналистами, так что, думаю, выбор на вас пал не случайно.

— Не будем об этом. Поговорим о деле.

— Интересно, с чего вы начали?

— Любая работа начинается с составления плана. А успех ее зависит от того, насколько грамотно и продуманно составлен этот план. Нужно было прежде всего учитывать, кто должен проводить эти занятия.

— Понятное дело – ученые. Те, кому есть что сказать журналистам.

— Не так все просто. Не забывайте, что у нас в БГУ есть Институт журналистики. Там студенты, которые прилежно учатся, получают довольно прочные знания по своей специальности. Но после учебы они окунаются в самостоятельную жизнь, и вот тут-то у многих из них возникают серьезные проблемы. Не все могут даже обычное интервью провести. Нужно определиться, с кем встретиться, о чем говорить, какие задавать вопросы. На наших занятиях иногда учителя или специалисты, которых я приглашаю, откровенно говорят журналистам: вы хоть представляете, о чем ваш материал? Создается впечатление, что коллеги серьезно не готовятся к той или иной встрече со своим собеседником. Дескать, возьму микрофон – и вперед. А он, ученый, ведь знает, что ему надо говорить. Увы! Знать-то знает, но никак не может понять, чего от него хочет журналист, так как тот не может логически выстроить вопросы, оценить ответы и определить, что надо из сказанного выбрать для читателя, а что – нет. К сожалению, иногда главные редакторы, даже, видимо, глубоко не зная темы предложенного материала, подписывают его в печать.

— Не слишком ли, как говорится, в общем и целом вы рассуждаете о негативных сторонах нашей печати? Нельзя ли поконкретнее?

— Я бы назвал одну или две газеты, если бы такая недоработка была присуща только для них. Но, поверьте мне, поверхностное отношение к работе, а точнее к созданию материалов, характерно для многих журналистов как районных, областных, так и республиканских изданий. Я уже не говорю о ведомственных. Мы проводим занятия не только в Минске, но и в област­ных центрах, районных городах. Так что анализируем материалы редакций разного уровня.

— И какое у вас создается впечатление? Что, по вашему мнению, является главной причиной появления на страницах газет и журналов материалов слабых, никому не нужных?

— Как ни парадоксально это звучит, но, я считаю, главная причина низкого уровня материалов (заодно скажу и падения тиражей) — это недостаточный профессионализм многих руководителей редакций. Если творческий коллектив возглавляет не журналист, а, скажем, учитель географии или физики, то что можно ждать от такой редакции?

— Что, Александр Федорович, вы можете сказать о журналистах районных газет?

— Я не завидую тем журналистам, кто работает под руководством непрофессионала. Проводил как-то занятия в Могилеве. Одна сотрудница районной газеты, не стесняясь, у меня спросила: «Что такое аналитика? Вы нас критикуете за то, что ее в наших газетах нет, а я да и другие мои коллеги, не знаем о ней ничего. Расскажите, пожалуйста…»

— Как говорится, приехали…

— Вот именно! Разве может быть хорошая газета без аналитики и критики?

— Думаю, этот вопрос вы адресуете не только руководителям местной печати?

— К сожалению, да!

— Однако как бы все это не было интересно, мы увлеклись неким анализом положения дел в бумажных СМИ. Хотелось бы что-нибудь новенькое узнать о работе вашей академии?

— В прошлом году на страницах «Рэспублiкi» я подробно рассказывал о том, как работает академия, какие у нас факультеты, кто их возглавляет, называл основную тематику занятий, говорил, кого мы на них приглашаем, какие ученые и специалисты привлекаются для встреч с журналистами. Повторяться не буду. А вот о новеньком, пожалуйста, могу рассказать.

Во второй половине прошлого года мы несколько изменили принципы нашей работы. Если раньше занятия проводили лишь в Минске и на них приглашали в основном журналистов республиканских СМИ, то спустя некоторое время убедились в том, что эффективность такой учебы не очень высокая: посещаемость низкая, активность на занятиях слабая.

— Как вы думаете, почему это происходило?

— Видимо потому, что мы брали хотя и актуальные темы, но очень узкие, специфические. Они интересовали немногих журналистов, а только тех, кто с ними работает. Потом, поняв свою ошибку, разнообразили занятия тем, что подключили к ним анализ опубликованных материалов. Посещаемость занятий улучшилась. Но она стала еще более активной, когда мы начали их проводить в областных центрах.

Организовать выездные занятия нам помогают управления облисполкомов по идеологической работе. Приглашаются на учебу журналисты областных и районных СМИ. Из районов, как правило, приезжают главные редакторы местных изданий (непрофессионалам такие занятия очень нужны!). Из Минска в качестве обозревателей приглашаем ученых, специалистов министерств и ведомств, опытных журналистов. Такие занятия превращаются в творческие диспуты. Выступают на них и руководители соответствующих подразделений облисполкомов (по тематике), местные журналисты, редакторы газет.

— А в районах не пробовали проводить занятия?

— Только что хотел об этом сказать. А как же! Проводили. Если у меня спрашивают, что такое аналитика, то само собой понятно, куда надо ехать.

— Ну и как? Довольны такими поездками?

— Часа три проходили занятия в свислочской районной газете. Более активной и заинтересованной аудитории я не встречал. Журналистов (в редакции работают в основном непрофессионалы, в том числе и главный редактор) интересовало все: начиная от выбора актуальной темы и заканчивая действенностью опубликованных материалов. Не скажу, что газета слабая. Она берется за многие серьезные темы, но, к сожалению, глубоко их не раскрывает: молодым журналистам не хватает жизненного опыта и профессионального мастерства. Убежден, занятия помогут сотрудникам газеты делать ее более разнообразной по тематике, интересной и привлекательной.

Довольны остались результатами учебы и сотрудники хотимской районной газеты. Здесь также журналистов, как говорится, раз-два и обчелся. Главный редактор – филолог по образованию.

— Вы побывали в самых дальних районах республики. Это похвально. Планируете ли проводить занятия с журналистами ведомственных изданий?

— В планах на этот год такая учеба предусмотрена. Но это не значит, что академия не будет проводить занятий в Минске, областных центрах и районных городах. География и тематика учебы с журналистами разнообразны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter