«Африканец» в белорусском «Сельце»

Если  берутся  здесь  за  новый,  невиданный  вид  рыбы,  проект  должен  быть  перспективным

Если  берутся  здесь  за  новый,  невиданный  вид  рыбы,  проект  должен  быть  перспективным 

Я  был поражен одной цифрой. Труженики голубой нивы вырастили в прошлом году столько рыбы, что и продать трудно. Но к нашему столу поставляют, к сожалению, в основном карпа, доля которого в общем объеме производства занимает 95 процентов. Остальное — толстолобик, амур, щука, карась. И весь ассортимент? 

…Мы ехали на «зимние квартиры» Березовского опытного рыбхоза «Селец», что под Белоозерском. Там мощная ГЭС, вода в каналах всегда теплая, летом и под 40 градусов бывает. 

При такой температуре карповые погибнут. А для теплолюбивых заморских рыб — раздолье. Разводить их здесь — одно удовольствие, что и делают специалисты отделения рыбхоза. Ну а на зиму они берут под свою опеку и тех обитателей прудов «Сельца», для которых минусовые температуры не на пользу. Что-то вроде перелета птиц в теплые края. Но рыбы не летают, их специальные машины перевозят. 

— Теплые воды Березовской ГЭС используются прежде всего для содержания и получения личинки растительноядных рыб, — поясняет главный специалист, рыбовод-селекционер Юрий Мелех. — Это единственное место в нашей стране, где созревают пестрые толстолобики и белые амуры. Здесь маточное стадо, здесь мы получаем   икру, молоки, отсюда выходят личинки, которые продаются потом хозяйствам республики. А раньше все это закупалось за рубежом, валюта тратилась. 

— И какая рыба сейчас в ваших садках? 

— Амур белый и черный, толстолобик белый и пестрый, сом канальный, осетровые рыбы в большом наборе, есть буффало, тиляпия. 

Что за рыба  — буффало? Американский карась. Белое мясо, красивое, как курятина, оно намного питательнее, чем, скажем, говядина. В нем процентов на пятьдесят меньше холестерина, вредных жиров, больше белка, железа, незаменимых аминокислот группы омега три. Полезно при сердечно-сосудистых заболеваниях. 

Мне показывают этого заморского гостя. Массивная, как у бизона, голова. 

— А почему у него жабры кровоточат? — спрашиваю. 

— Синоптик наш надежный. Значит, к перемене погоды, похолодает, — поясняет Мелех. — А тиляпия принадлежит к отряду окунеобразных, в состав которого входит 1200 видов тропических и субтропических рыб. Она выгодна тем, что устойчива к заболеваниям, быстро растет. И мясо у нее прекрасное, мало жира, высокое содержание белка, нет межмускульных мелких косточек… Тиляпии пока у нас мало. Держим ее с профилактической целью, она очищает сети в наших садках. 

— Бесполезных рыб не держите? 

— Пустые эксперименты, я уже говорил, мы не проводим. Если беремся за что-то, то должна быть перспектива, отдача конкретная. Вот «африканец» — африканский сомик. Мы его пять лет назад пробовали разводить. Завезли две тысячи мальков. И буквально за четыре месяца у нас получилась килограммовая продукция. Во-первых, мы знаем, что Березовская ГЭС наращивает объемы, температура воды будет еще больше увеличиваться, следовательно, есть смысл выращивать теплолюбивых рыб. Во-вторых, гость из Африки хорошо набирает вес, быстро растет. Поэтому мы пошли на большие промышленные объемы, завезли почти полторы тонны молодняка и имели семь тонн товарного сомика для реализации. Рыба очень вкусная, сродни нашему речному сому. Белок мышечной ткани «африканца» по сравнению с говядиной переваривается в 2—3 раза быстрее и усваивается почти полностью. Ну и еще его достоинства: нет чешуи, мелких костей. Америка с Европой давно выращивают его в больших объ­емах. И мы будем, попытаемся получить потомство. 

— Экспериментировать надо по-любому. Статус наш к этому обязывает: опытный рыбхоз, — повторил потом и заместитель директора, главный рыбовод «Сельца» Анатолий Горбачев. Мы встретились с ним на прудах хозяйства. — У нас сейчас 18 пород рыб. Карпов три породные группы, толстолобики, амур белый и черный, буффало. Кстати, буффало вы видели в Белоозерске. Этого небольшого стада достаточно, чтобы и с Новолукомлем поделиться. Думаем в следующем году воспроизводство наладить. Увеличивать собственное производство рыбопродукции, наращивать его в своих прудах и озерах, обеспечивать население рыбой в достаточном количестве от хозяйственников требует и Президент страны, и сама жизнь. И мы к этому идем. 

— А что по-настоящему прижилось, Анатолий Ильич? 

— Стерлядь акклиматизировалась. Два года подряд мы уже получаем ее личинку. Осетра товарного около 11 тонн вырастили.   Рыбы семейства осетровых дают ценную икру.    

Перспективны и  толстолобики с амуром — продукт диетического питания. Для них, кстати, не надо дорогих кормов. Они чистильщики и мелиораторы водоемов, поедают растительность, фитопланктон. А черный амур даже питается моллюсками, носителями некоторых заболеваний карповых рыб… Поэтому в данном отношении ему цены нет: убирает заразу и дает здоровье прудам. 

 — А что с судаком? Говорят, были проблемы с его воспроизводством? 

— Мы завезли из Днепро-Бугского канала всего 500 штук сеголеток. Через три года отнерестился. И вот сейчас идет его воспроизводство. Деликатная рыба. Требует аккуратного обращения. Еще есть перспектива выращивания и сома в прудах. Но не в больших количествах: один-два процента от общего производства рыбы товарной. Особенно ценен сом для зарыбления естественных водоемов, водохранилищ, там, где он раньше  жил, а потом исчез. В нашем водохранилище Селецком есть все условия для его обитания. Посадим пару десятков гнезд для нереста, пусть самовоспроизводится… 

Но, в любом случае, карп всему основа. А уж затем остальные: толстолобик, амур, щука, карась. Ну и осетр, форель. В Польше и Литве много форели на рынке. Они освоили технологию, и корма у них относительно дешевые. Поэтому царская рыба там стоит 4—5 долларов за килограмм. Мы обсуждали этот вопрос с литовцами. Они приезжают и покупают у нас растительноядных рыб, особенно белого амура. У соседей ставка сейчас на осетровых и форель. Так что и нам надо действовать в этом направлении. 

На снимке: американский карась буффало.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter