Афганский эксперимент

Задачи открывшейся в Кабуле всеафганской ассамблеи достаточно просты: избрать новое руководство страны на 18 месяцев и решить, каким быть Афганистану - конституционной монархией или республикой.
Задачи открывшейся в Кабуле всеафганской ассамблеи достаточно просты: избрать новое руководство страны на 18 месяцев и решить, каким быть Афганистану - конституционной монархией или республикой. А если республикой - то президентской или парламентской. После самоотвода экс-монарха Мухаммеда Захир Шаха и бывшего президента Исламского Государства Афганистан Бурхануддина Раббани единственной кандидатурой на пост главы государства на переходный период стал глава временной администрации Афганистана Хамид Карзай. Западные СМИ как о большом достижении сообщают о том, что в свободных выборах участвуют делегаты, которые еще несколько месяцев назад находились по разные стороны фронта или были беженцами, и в стране царит невиданная для Афганистана свобода слова. Однако если это и повод для радости, то временный. Ситуация на самом деле не столь прекрасна. За ключевые посты в афганском кабинете уже давно торгуются полевые командиры, ведь именно за ними настоящая власть в Афганистане. Страна раздроблена на племенные кланы, фракции полевых командиров - местных вооруженных феодалов - вступают в шаткие союзы. Пуштунские племена юга недовольны снятием кандидатуры короля, которого они считают "отцом нации". Вчера они устроили массовые беспорядки, требуя назначить Захир Шаха президентом.

Эксперимент с установлением демократии в этой стране вряд ли окажется успешным. Избрание парламента, каждый член которого принесет клятву о непричастности "к терроризму и ущемлению прав человека", что, кстати, требовали от всех депутатов лойя джирги, ни на йоту не приблизит Афганистан к стандартам цивилизации. Это, конечно, не единственное государство мира, где из-за сложившейся социальной структуры и преобладающей общественной идеологии остается возможным новый приход к власти исламских экстремистов, в том числе и абсолютно демократическим путем. Враждебность многих социальных слоев в мусульманских странах к Западу и готовность многих жителей к священной войне с "неверными" - не мифическая абстракция. Привить Афганистану парламентскую демократию по европейскому подобию невозможно. Здесь иная реальность. Один из депутатов на лойя джирге пошутил, что собрание из-за обилия полевых командиров напоминает военный совет. Он прав. Ведь именно от согласия коалиции военизированных группировок зависит сегодня будущее Афганистана.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter