Аэродром... на ладони

Ученые Физико–технического института НАН изобрели уникальный беспилотный авиационный комплекс

Ученые Физико–технического института НАН изобрели уникальный беспилотный авиационный комплекс


Верите ли вы, что через десяток лет над нами будут кружить летающие тарелки, ромбы и параллелепипеды? Если нет, то очень зря. Эра беспилотных летательных аппаратов, о которой давно говорят за рубежом, не за горами и в Беларуси. Вот–вот наступит день, когда сотрудники ГАИ, сидя в машине, будут отслеживать на мониторе картинку с трассы, передаваемую сверху патрульными беспилотниками. Лесники, не выходя из сторожки, — наблюдать за состоянием лесов и проводимыми работами. Пограничники вместо патрулирования границы нарядами — посылать на «вахту» крылатого сторожа. Это вовсе не сюжет для фантастического фильма. Новая разработка ученых НАН открывает в авиации новые горизонты, делая ее доступнее.


— Беспилотные летательные аппараты в стране разрабатывались и раньше, — рассказывает заведующий лабораторией моделирования сложных систем Физико–технического института Национальной академии наук Юрий Яцына. — Уникальность нашего изобретения в том, что впервые создан полноценный авиационный комплекс. В него входят сверхлегкий беспилотный летательный аппарат (БПЛА. — Н.К.), канал связи и наземный пункт управления. Образно говоря, это уже не моделька с джойстиком, которой нужно управлять с земли, а «умное» устройство, готовое к выполнению самых серьезных задач. Разрабатывали его, кстати, совместно со специалистами Военной академии.


Сфера применения новинки будет интересна практически всем министерствам и ведомствам. Технология использования предельно проста. Объясним на примере работы Госавтоинспекции. Как известно, летом в выходные дни сотрудники ГАИ часто патрулируют с вертолета трассы в районе Минска. Вместо того чтобы поднимать в небо тяжеленную махину (а это чрезвычайно дорогое удовольствие), инспектору будет достаточно ввести со специального ноутбука в бортовой автопилот точки полетного задания, по которым пролетит беспилотник. Потом — выйти из автомобиля и... подбросить аппарат вверх. Никаких катапульт и прочих хитроумных приспособлений! Вес устройства — всего два с небольшим килограмма. Для взрослого человека — не помеха. Уже через несколько секунд вмонтированная видеокамера начнет в режиме онлайн показывать все, что происходит внизу. А с высоты 300 метров, как уверяют ученые, можно разглядеть человеческое лицо. Зафиксировать номер автомобиля лихача, который несется по дороге, и вовсе дело техники. Да что там, даже изменение цвета крон деревьев, поврежденных болезнями или жуком–короедом, БПЛА покажет с легкостью.


Если подует ветер, самолетик может самостоятельно скорректировать направление и вернуться на прежний курс. После того как аппарат отлетает свои 40 минут (столько он может продержаться в воздухе), он опустится в заданной точке, раскрыв парашют. Пару минут на то, чтобы поставить сменную батарею, и снова — в полет!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter