Адрес добрых дел

Мы как-то не задумываемся над тем, кто и как формирует автопоезда с подарками и гуманитарными грузами, которые приходят во многие наши школы-интернаты, детские дома и другие социальные учреждения.
Мы как-то не задумываемся над тем, кто и как формирует автопоезда с подарками и гуманитарными грузами, которые приходят во многие наши школы-интернаты, детские дома и другие социальные учреждения. Благотворительность стала для нас привычной. Да и мы сами, когда перечисляем деньги в какой-либо фонд помощи, передаем одежду и обувь, из которой выросли наши дети, в ближайшую церковь или социальный центр, становимся участниками благотворительной деятельности. Образно говоря, благотворительность - это такая своеобразная социальная услуга по перераспределению материальных благ в обществе. И как всякая деятельность по оказанию услуг, даже таких специфических, она должна быть законодательно урегулирована.

Благотворительные организации существуют во многих странах мира, и их деятельность зачастую носит международный характер. Именно поэтому законодательные акты, регулирующие отношения в такой деликатной и многогранной сфере, за последние годы приняты в большинстве стран СНГ (в частности, в России, Украине, Молдове и т.д.), Центральной и Восточной Европы. О том, как обстоят дела с таким законодательством в Беларуси, корреспондент "СБ" Лариса РАКОВСКАЯ беседует с заместителем председателя Комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Палаты представителей Владимиром ДЕРВЕНКОВЫМ.

- Идея законодательного установления правоотношений в области благотворительной деятельности возникла еще в 1991 году, - отметил депутат. - Именно тогда в страну начала активно поступать помощь для тех, кто пострадал от чернобыльской катастрофы. К сожалению, все мы знаем: не всегда эта помощь попадала к тем, кто в ней нуждался. И происходило это не только из-за нерадивости или нечестности отдельных людей, к чьим рукам "прилипала" часть благотворительных грузов, но и в силу того, что само понятие "гуманитарной помощи" было бытовым, не отрегулированным в законодательном порядке.

За все это время, пока идея документа витала в коридорах законодательной и исполнительных ветвей власти, разработчиками было рассмотрено около десяти вариантов законопроекта. Один из них даже был принят в первом чтении. Правда, процесс подготовки второго чтения был непростым и долгим. Но для нашей комиссии доработать документ и вынести его на суд коллег-депутатов было делом чести: мы хотели довести до логического завершения ту работу, которой занимался наш коллега Валентин Крючков, трагически погибший в прошлом году.

- Владимир Иванович, а для чего вообще нам нужен такой закон? Только лишь для того, чтобы контролировать, какую "гуманитарку" привезли в страну и как ее затем распределили?

- То, о чем вы сказали, лишь малая часть проблемы. В настоящее время у нас отсутствует само определение таких понятий, как "благотворительная деятельность", "благотворительные цели". При этом в ряде нормативных актов такие понятия уже есть. Значит, их толкование отдается на откуп заинтересованным лицам, что позволяет при желании обходить законы. Кроме того, благотворительность - это вовсе не одна лишь гуманитарная помощь из-за границы. У нас с 1989 года работают независимые общественные организации, которые являются субъектами благотворительной деятельности. Благотворительностью занимаются юридические и физические лица. Но отсутствие правового обеспечения и законодательного регулирования в такой сфере деятельности отражается на их активности и желании работать открыто. Поэтому значительная часть законопроекта посвящена механизму предоставления статуса благотворительной организации.

- То есть благотворительностью может у нас заниматься любой человек или организация?

- Да. Но при этом надо понимать: любая некоммерческая структура, желающая заниматься подобной деятельностью, должна пройти процедуру аккредитации - то есть органы Минюста должны подтвердить статус благотворительной организации.

Кроме того, наш законопроект устанавливает порядок деятельности, определяет источники формирования и использования имущества, систему отчетности. Для стимулирования благотворительной деятельности государством предоставляется ряд налоговых и иных льгот. При этом за государством остается право жесткого контроля за деятельностью, продекларированной организацией.

К слову, во многих развитых странах накоплен богатый опыт в сфере благотворительности. Он аккумулирован в так называемом некоммерческом праве. Мы при разработке данного законопроекта учли замечания и рекомендации международных экспертов. Поэтому комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы не без оснований считает, что принятие такого правового акта позволит сделать еще один шаг в направлении интеграции в общеевропейское правовое пространство.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter