А зори там были совсем не тихие

Военная служба для Галины Яковлевны не прошла даром
Военная служба для Галины Яковлевны не прошла даром. Открытый строгий взгляд, четкий командирский голос и материнская нежность. Но тяжесть прожитых лет согнула плечи, куда-то девалась легкость и сила походки…  92 года пролетели, как один миг. «Сразу после войны нас особо не жаловали вниманием, подумаешь, женский взвод, — начинает разговор Галина Прудникова. — Мы с девчонками прошли тысячи фронтовых верст пешком, дошли до Берлина. И — чудо! —все до одной остались в живых».


Из взвода Прудниковой до Берлина не дошли только 2 бойца.

Галина родилась в сибирской деревне Тархава Красноярского края. Война вмиг перечеркнула планы на будущее выпускницы школы. Старших братьев и отца с первых дней войны отправили в действующую армию. Глава семьи попал в Сибирскую дивизию и погиб под Москвой в 1942-м, один из братьев — при освобождении Беларуси… Словом, когда Галина получила повестку в военкомат, мама в отчаянии упала на землю. Но дочь была безмерно счастлива: сбылась ее мечта — попасть на фронт. 

2 июня 1942 года. Из Енисейска будущие солдаты и офицеры плыли на пароходе. По прибытии Галю зачислили курсантом в Киевское военное училище связи, эвакуированное в Красноярск. Началась учеба. Вся хозяйственная часть лежала на плечах самих курсантов. Сибирская зима 1942-го года с 40-градусными морозами запомнилась на всю жизнь. Аудитории не отапливались, замерзали чернила, пальцы не сгибались. Решили добыть топливо. А где? Ночью отправились на санях на реку Енисей, где в лед вмерзли бревна и остатки плотов. Обледеневшие толстенные бревна грузили на сани и тянули изо всех сил обратно. А утром — на занятия…


Галина ПРУДНИКОВА, курсант Киевского военного училища связи.


Наступил сентябрь 1943-го, сданы выпускные экзамены. Новоиспеченных бойцов погрузили в вагоны-теплушки и отправили в Москву. Дорога заняла 15 суток: спали на двойных нарах, обогревались маленькой печуркой, собирая на остановках топливо. После собеседования Галину направили в 956-й отдельный батальон связи. Ее назначили командиром взвода, выдали новенькое обмундирование с офицерскими погонами. Галина не спала всю ночь, думала:

— Как же я буду командовать, 17 девочек в подчинении, некоторые старше меня… 

Но долго волноваться не пришлось. На следующий день батальон отправили на Западный фронт, под Ржев. Там они пробыли совсем недолго, их ждал 1-й Украинский. Добираться пришлось долго, несколько раз эшелон попадал под бомбежку. Казалось, вагоны и люди летят до самого неба, все горело, грохотало, свистело. Но на Украину доехали все. Построили землянки, и началась военная жизнь. Девушки приходили в назначенный пункт, разворачивали узел связи и начинали работать. Иногда по 10—12 часов, иногда всего час или два. 

«Всякое было. Помню, звонит мне Шурочка Иванова и умоляет: товарищ лейтенант, пришлите мне иголку с ниткой, — делится воспоминаниями Галина Яковлевна. — Спрашиваю, что случилось? Она мне в трубку отвечает: «Простите, но пришлось оставить коммутатор. Послала одного солдата наладить связь — не вернулся, другой тоже пропал. Пришлось самой. При восстановлении связи разорвала юбку до самого пояса и потеряла пилотку. Срочно нужна нитка с иголкой». 

За тот курьезный случай связистка Шурочка получила Орден Отечественной войны II-й степени. А Галина свою первую награду получила во время Висло-Одерской операции. При форсировании Вислы наступление было временно приостановлено — противник упорно не хотел сдавать позиции. Кое-как смогли наладить телефонную связь. Переправиться на другой берег получалось не у всех. Плоты и лодки были у немцев как на ладони. Даже если удавалось избежать прямого попадания, от разрывавшихся рядом снарядов плавучие средства переворачивались. Вода в реке была красной от крови. Во время одной из таких переправ в этой кровавой воде очутилась и Галина. Пришлось добираться до берега вплавь и незамедлительно налаживать связь. Вот так на груди командира взвода появился Орден Красной звезды.

Форсирование Одера.
Форсирование Одера


Галина Яковлевна до сих пор гордится своими девчатами. Они никогда не жаловались, хоть приходилось вышагивать километры с карабином на плече, противогазом и тяжелыми катушками. Сейчас смешно вспоминать: больше всего ее девчонок после очередного налета расстраивали рваные чулки. Это была настоящая трагедия! Из 17-ти связисток до Берлина не дошли только две. Обе получили серьезные ранения и были демобилизованы. Первая выбыла из строя в 1944-м году возле деревни Правно, где взвод развернул узел связи. Недалеко от деревни протекала маленькая речушка, и старший лейтенант Прудникова решила устроить своим подопечным водные процедуры. Внезапно появилась немецкая «рама», так называли самолет-разведчик. Значит, скоро будут бомбить. Немецкий летчик летел так низко, что девушки видели, как он грозит им кулаком и что-то кричит. Они моментально оделись и бросились к опушке леса. Одной из них, Аллочке, показалось, что она недостаточно хорошо спряталась. Привстала, чтобы пробежать вперед, и получила пулю в бедро. Ее чудом удалось спасти от потери крови. Другую связистку обожгло разрядом молнии во время работы на открытой местности. Все остальные встретили победу в Берлине. 

День, когда батальон связи вошел в столицу Германии, совпал с днем рождения Галины. Это был настоящий подарок, о лучшем в тот момент мечтать не приходилось. Сам Берлин больше походил на бетонную пустыню, а стрельбы и взрывы все еще доносились из разных районов города. Но из окон многих жилых домов уже свешивались белые флаги. С каждым днем на улицах становилось все больше местных жителей. Они выходили, чтобы попросить у победителей еды. Запомнилась Прага. Чехи выходили из своих домов с цветами, улыбались и пели песни. Была и еще одна знаменательная послевоенная дата. Сразу после Дня победы Галина вышла замуж за комсорга батальона Николая Прудникова. Невеста была в пилотке и гимнастерке, колец тоже не нашлось. Только 60 лет спустя молодые обменялись обручальными кольцами во время празднования бриллиантовой свадьбы. 

Увы, самые трагические потери Галине Яковлевне пришлось пережить в мирное время. Один за другим ушли из жизни муж и старший сын. Он был командиром атомной подводной лодки, 13 лет жизни пробыл под водой. Погиб в автомобильной аварии вместе с женой… Их сын продолжил дело отца, сейчас снова в «автономке». Бабушка Галя говорит о нем с нескрываемой нежностью:

— Недавно позвонил и говорит: «Бабуля, я нырнул». Вот жду, когда вынырнет.

Tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter