А я лягу, прилягу

Ехала Таисия Повалий на «базар», собиралась жить в общежитии, а попала в люксовые апартаменты...

Ехала Таисия Повалий на «базар», собиралась жить в общежитии, а попала в люксовые апартаменты. Когда Тая была молода и завоевывала на сцене «Славянского базара в Витебске» Гран–при, скромный быт старой гостиницы на берегу большой реки ее не смущал: «Семнадцать лет назад я жила в отеле «Двина», где сейчас просто общежитие. А тогда это было за счастье. Сегодня же у меня шикарный номер с кондиционером в «Лучесе». Потрясающе! Уровень гостиничного хозяйства Витебска приятно удивил». Если бы народная артистка Украины заглянула в «двинский» номер своей молодости, ахнула б: знакомая коричневая дверь, та же маленькая кровать, разве что сантехника получше. И в таких условиях живут многие гости «базара» из года в год. Выбирать не приходится, хотя в городе пять отелей.


Не все звезды довольны условиями проживания. Например, актриса Вера Глаголева. Хотя из вежливости к принимающей стороне она так и не сказала, в каком месте останавливалась. И я решил выяснить, так ли все идеально, как кажется Повалий, и сходить по адресам ущемленных в комфорте артистов. Ведь суть проблемы не столько в подготовленности гостиниц именно к «базару» — витебские отели должны быть ежечасно способны к приему любого количества туристов. Иначе вся бурная культурная жизнь города навечно «замкнется» на фестивальной неделе.

 

«Двина»: скрип паркета


В каждом номере висит схема эвакуации в случае пожара. «Двина» — здание, сохранившее и внешний вид, и во многом внутренний стиль еще с эпохи сталинского ампира. Под высокими потолками в свое время чувствовалась роскошь. Кое–где заметны следы дорогого паркета. Теперь все намного скромнее.


Перекантоваться здесь день–два — лучший вариант для экономного студента. В «двинском» ресторане кормят сносно, однако по вкусу кухня придется скорее любителю ретро. Яичница в железной миске, куриное филе в панировке, картошечка в горшочке — рецепты тут не меняются годами.


Простое белорусское гостеприимство — негласный лозунг «Двины». Требовать от нее чего–то экстраординарного не стоит. Представьте, что вы — Повалий в молодости, и расслабьтесь.


«Витебск»: back in the BSSR


Отремонтированный в европейском стиле холл, прохладный летом ресторан с живописной террасой создают благостную картину жизни в гостином доме. Однако дела здесь идут идеально лишь на отдельных этажах. Большая часть номеров требует срочной реконструкции.


Певец Алексей Чумаков, приехавший оценивать юных певцов на VIII Международный детский музыкальный конкурс «Витебск–2010» (проходивший на «Славянском базаре»), оказался в «Витебске» вопреки требованиям своего райдера. В номере не оказалось ни шампуня, ни геля для душа, ни фена — элементарных предметов ухода за собой, без которых артист не может работать.


О вкусах не спорят. Но посмотрим, что же в словах артиста — звездный каприз, а что — голая правда.
Итак, в сопровождении Натальи Якимович, начальника службы приема «Витебск отеля», мы поднимаемся на пятый этаж, горничная открывает 521–й номер, где останавливался Чумаков.


Комната маленькая, как монастырская келья. Есть телевизор, на столе лампа, похожая на ленинскую. Кроватка «детская». Душевая кабина (а скорее, тазик с краном) отделяет от унитаза клеенчатая занавеска. Все по нормам 70–х годов, когда строилась гостиница.


А мы поднимаемся выше — на шестой этаж. Здесь условия получше: приличные полулюксы с кондиционерами, телевизорами «Филипс», двуспальными кроватями, лоджиями. «Гости довольны, — Наталье Якимович я охотно верю, так как и сам остановился бы в таком номере.


722–й номер имеет статус люксового.


— У номера два входа: один — для прислуги, на тот случай, если в столовой проходят совещания и нужно незаметно внести кушанья, — по словам Натальи Якимович, номер пользуется особым спросом у бизнесменов — здесь очень удобно проводить переговоры.


— Извините, но запах в комнатах какой–то специфический, как будто плохо проветриваются.


— Да, атмосфера здесь особенная. Back in the BSSR, — отшутилась собеседница.


Погружение в советское ретро дорогого стоит — 380 тысяч рублей. Для сравнения — модернизированный «полулюкс» обойдется в 270 тысяч.


В «базарные» дни «Витебск отель», располагающий 297 местами, к удивлению, не был заполнен на сто процентов.
«Лучеса»:


Любой каприз за ваши деньги


— Эта гостиница — не лучшая в мире, но здесь хорошие комнаты, удобная кровать, есть горячая вода и полотенца, — поездивший по миру датский певец Томас Невергрин не стал в отличие от украинской примадонны Повалий нахваливать четырехзвездочную «Лучесу». К хорошему привыкаешь. В Турции наши туристы отдыхают в пятизвездочных гостиницах, и отменным сервисом бывалых людей уже не удивишь.


Из холла на этажи меня проводит Елена Сыч, руководитель бюро приема и размещения: «Номера оформлены в разной цветовой гамме — бежевые, синие, зеленые. Какой вам по душе?»


— Покажите, где жили звезды.


— Вот, пожалуйста, 702–й: три комнаты — гостиная, спальня, рабочий кабинет, также кухня.


Таких апартаментов в «Лучесе» всего 27 (большие и малые, которые отличаются только вдвое меньшими размерами гостиной) — фактически мини–квартиры. Цена размещения на сутки достигает 500 тысяч рублей.


Всего в отеле 153 номера, рассчитанных на 200 постояльцев, из них 87 одноместных. Жаловаться на здешний быт грех. Побольше бы таких отелей! И поменьше бы стоила в них ночевка — Витебск не знал бы отбоя от туристов.


«Ветразь»: расправляет паруса


Пока не особо раскрученная гостиница — на полпути из центра города к «Лучесе». Принадлежащий федерации профсоюзов «постоялый двор» рассчитан на 154 места и претендует на статус бутик–отеля.


Вскоре появится комната «Марк» (в честь Шагала), уже открыт «люкс» «Белла», напоминающий о возлюбленной витебского художника.


«Эридан»: старый комод в модерновой оправе


Для звезд эстрады гостиница «Эридан» давно стала магнитом, который манит их и располагает к приездам в Витебск вновь и вновь. К услугам гостя маленький, но уютный бар, ресторан, оформленный картинами, поделками из льна, украшенный старинным пианино. В коридорах стоят комоды, шкафы с советскими книгами, столики с пластинками 80–х годов, на стенах — репродукции картин Шагала, открыток с видами дореволюционного Витебска. Пока я рассматривал эти детали, мимо меня прошмыгнула горничная с пакетом фруктов для Раймонда Паулса. В ресторан в эту минуту зашла Светлана Крючкова...


Удивительное место. Между прочим, цена не самая кусачая — 280 тысяч за «люкс», в котором жил Паулс, за одноместный номер — 140 тысяч, за двухместный — 220 тысяч. А современному человеку будет нелишним узнать, что здесь работает Wi–Fi.


Тысяча и одна ночь


Достоинства и недостатки гостиничного хозяйства Витебска налицо. Основное, что бросается в глаза, это «нерезиновая» база койко–мест, которые единовременно могут предоставить все отели. От силы тысяча кроватей — вот лимит всех точек приема туристов, от «Двины» до «Эридана». И выход не столько в реконструкции старого гостиничного фонда, сколько в создании небольших отельчиков. Вся надежда — на частный капитал. Только желающих вкладывать свои деньги в гостиничное дело пока не видно — даже на горизонте.


Со знанием дела


Родион Басс, директор Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске»:


— Буду откровенен: в Витебске нулевая отельная база. После десятого «базара» я не раз обращался к местным властям: нужно что–то делать. И что же? Город благоустроен, только за последний год открыто 15 новых кафе, а гостиницы как были, так и остались на уровне прошлого века. Под крышей Летнего амфитеатра артисты чувствуют себя как в Европе, а придут в свои номера отдыхать — страдают: у многих в жару нет кондиционеров! Журналистов селят в «Двину», не отвечающую никаким требованиям. Конечно, я буду необъективен, если не скажу, что кое–какие подвижки есть, но пока они ограничиваются косметическим ремонтом в том же «Витебск отеле». Уже не раз между тем говорилось: поставьте в номерах большие хорошие кровати — люди–то разного роста, комплекции; но, по–моему, только в «Лучесе» прислушались к просьбе. И каждый раз, когда становится вопрос о расселении гостей, мы их тасуем как карты: всем пытаемся угодить, но все равно будут недовольные.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter