А вы бывали в Ла Скала?

Счастье – это не только купаться в Адриатическом море, но и под родной березкой на солнце греться

Счастье – это не только купаться в Адриатическом море, но и под родной березкой на солнце греться

Летом шел на остановку автобуса в родной деревне. Одноклассник Владимир Павлюченко, которого не видел сто лет, грелся на солнце на скамейке. «Не спеши, завезу», — остановил меня и начал показывать, где он выкопал небольшой пруд, посадил деревья. Будет и он здесь отдыхать, и его внуки. «Что-то не вижу рыбы в пруду, — заметил я с иронией, — только квакушки». — «Не умеешь ты наслаждаться жизнью, — улыбнулся в ответ тезка. – Живи и всегда будь счастливым». И я по-доброму позавидовал другу детства, работающему ныне дальнобойщиком, позавидовал тому, что он счастливый человек или, по крайней мере, таким себя считает.

— Ты в Ла Скала был? – спросил он, уже сидя за рулем своего легкового автомобиля. – А я был. Мариинский театр едет на гастроли, меня командируют декорации везти. И друг пускается в воспоминания: что он смотрел, какие артисты заняты в нем, кто как поет.

— Каждый год на Адриатическом море отдыхаю, — продолжал он. – Летом группой берем рейс в Италию. За рулем, можно сказать, сидим сутками, дорогу срезаем через горы, машины надрываются. Местные жители нас, наверное, сумасшедшими считают. Но потом в запасе дней пять остается. Лежим на лазурном берегу…

Говорить о трудностях не хочет. Хотя их у водителей-дальнобойщиков хватает. Что значит оказаться одному в чужой стране, да еще если машина сломается. Но одноклассник лишь расплывается в улыбке на мои расспросы: «Главное, чтобы не отправили в Украину или Молдову. Там стражи дорог не ровня нашим. Или в глубь России. После этого Беларусь – просто кайф. На наших трассах гоним на всех парах, не останавливаемся даже возле кафе, наверстывая потерянное на российском бездорожье».

— Сын-школьник, помню, спрашивал, — говорит друг, — какое у меня образование, что по заграницам все езжу. «ДОСААФ», — ответил ему. Он просмотрел все справочники и недоуменно заметил, что такого нигде не нашел. «Трехнедельные курсы водителей автомобиля перед армией», — уточнил я.

Сегодня у Владимира есть любимая работа, любимые дети, любимая жена. После школы мог бы поступать куда-нибудь. Но выбрал профессию шофера. Женился в деревне на молодой девушке, которая приехала работать в нашу библиотеку. Вскоре перебрались в Минск, где жили в общежитии. Там с детьми ютились долго. Бывал у них в гостях и, честно признаюсь, жалел одноклассника: что он нашел в этих машинах, неужели не мог подыскать другую, более доходную работу? Звал Володю и старший брат Николай, который после строительства ТЭЦ-5 обосновался в Пуховичском районе, открыл там свое дело. Обещал построить семье жилье. Младший отказался. Любил профессию шофера. И жизнь отплатила за все старания.

— Вот здесь живу, — показывает одноклассник на дом в микрорайоне Сухарево.   

Друг не богач. Но его зарплаты хватило, чтобы построить нормальное жилье, поставить детей на ноги, помогает им сейчас. Сколько помню, Володя за деньгами не гнался, хотя деловые способности у него есть. Он и в школе зачастую сложные математические задачки решал отнюдь не по формулам… «На тот свет богатство не заберу», — будто услышал мои мысли он. Ему повезло, что рядом оказалась жена, которая понимала его. Не изменил он и любимой работе.

…В прошлом месяце мне на «Одноклассники» пришло письмо из Канады. Женщина спрашивала, почему не знает меня, ведь она же моя землячка. Начали переписываться. Оказалось, ее семья эмигрировала. Муж, как сообщила женщина, не любил свою страну. Вот и уехали. И сама она считала, что там будет лучше, не хотелось терпеть возникшие в те годы трудности. Дети уже выросли, живут в Канаде, США, появились внуки, материально обеспечены. Но счастья, как понял, у нее нет. К сожалению, не получилось у нас откровенного эпистолярного разговора… Не открылась она. Написал ей о родных местах, думаю, ностальгию почувствует. А в ответ она сообщила, что каждую неделю звонит родным и все новости знает лучше меня…

На прошлой неделе набрал номер телефона Владимира. Ответил, что в Бресте на таможне стоит, завтра будет в Минске. Звоню назавтра. «Застрял, — слышу неунывающий голос. – Жду, когда из Италии пришлют подтверждение на груз. Ночью домой заявлюсь. Утром в Нефтекамск отправлюсь недели на две».

В шутку говорю, может, лучше ему за границу на постоянное место жительства выехать, все равно дома бывает редко. «Ага, и буду брать командировки в Беларусь! – смеется в ответ, а потом добавляет: —Зачем? Кто-то опускает руки перед трудностями, кто-то выдерживает. Разве где-нибудь легко бывает? А дома всегда легче: здесь родные хотя бы помогут. На чужбину лучше приезжать и смотреть достопримечательности…»

И в чем же оно, счастье, подумалось. Наверное, каждый решает сам.

--------------------------------------------

Итак, в чем все же счастье? Корреспондент «Р» задал этот вопрос разным людям.

Сергей Минский, певец:

— Счастье – это то, чем я живу. И я абсолютно счастлив.

Светлана Пренц, менеджер:

— Сегодня у нас прошла конференция. Встретила знакомых, которых давно не видела, пообщались – и я счастлива.

Сергей Юзук, инженер:

— Построю в следующем году квартиру и буду счастлив. Устал с семьей ютиться в общежитии.

Александр С., предприниматель:

— В это трудное время, когда дела идут не очень хорошо, засиял луч света. Незнакомая девушка мне улыбнулась, и я подарил ей цветы. Наверное, влюбился. По крайней мере, стал чувствовать себя счастливым.

Юрий Марковский, сотрудник аэропорта Минск-1:

— Бываю счастлив, когда нахожусь в состоянии духовного равновесия и когда такое же испытывают родные и близкие. В двух словах трудно объяснить. Это состояние души, просто нужно радоваться жизни. Вот ты рад жизни? Рад. И я за тебя рад, значит, мы оба счастливы. 

Мария Паращук, учительница:

— Есть много поводов быть счастливым. К примеру, когда тебя не забывают бывшие ученики. Вот ты, Володя, позвонил – и я счастлива.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter