А вас я попрошу остаться...

Реализация идеи Таможенного союза замкнет логистические потоки на Беларусь?

Наши соседи на западе и востоке всерьез опасаются, что реализация идеи Таможенного союза замкнет логистические потоки на Беларусь

В последние годы авторитетные международные эксперты не раз высказывали мысль о том, что для полноценного использования своего транзитного потенциала Беларуси неплохо бы стать участницей Таможенного союза. И пусть сегодня мало кто берется прогнозировать, какие конкретные черты обретет ТС «тройки», а в перспективе и Единое экономическое пространство, этот процесс может всерьез перекроить маршруты движения грузопотоков. Самый главный вопрос: в чью пользу?

Транзитные «дивиденды»

Место Беларуси на экономической карте Европы иначе как выгодным называть не принято. И фразу о том, что это одно из важнейших преимуществ страны, ученые давно записали в учебники, а чиновники и представители бизнеса «забили» в свои презентации и выступления, подготовленные для крупных международных форумов… Тем не менее у наших соседей с похожим стартовым «капиталом» доля доходов от логистики в ВВП доходит до 20—30 %, а в Беларуси – не превышает 7 %. Получается, что задел роста достаточно велик. Только где брать необходимый грузопоток?.. Этим вопросом сегодня всерьез озабочены многие страны, в том числе и соседняя Литва, обладающая более развитой логистической инфраструктурой. Речь идет о развитии сухопутного транспортного коридора Восток – Запад, который рассчитан в первую очередь на огромный объем грузов из Китая. По оценкам экспертов, из этой страны морским путем ежегодно перевозится товаров на $700 млрд. Серьезной альтернативы морю пока нет, но и технология доставки грузов торговыми судами небезупречна, несмотря на ее дешевизну. Длительное время нахождения в пути, воздействие высоких температур, промышляющие в южных морях пираты, которые делают такой транзит небезопасным… Эксперты поясняют, что развитием сухопутного коридора до сих пор никто всерьез не занимался, однако у стран, находящихся на этом торговом пути, есть неплохой козырь – вполне достойная транспортная инфраструктура. В то же время не хватает логистических центров для обработки грузов, не отрегулирована таможенно-тарифная политика, не обеспечена в должной мере сохранность перевозимых товаров. Все эти вопросы необходимо решать, и первые шаги в этом направлении сделаны. Так, в октябре прошлого года руководителями транспортных ведомств Литвы, Беларуси и Китая подписано соглашение о создании транспортного коридора, который пройдет по территории трех стран, а также — России и Казахстана. А через пару месяцев в Вильнюсе состоится конференция по созданию Ассоциации транспортного коридора Восток – Запад, куда приглашены и представители белорусской стороны. «Серьезным толчком к развитию этого сухопутного пути может стать полноценное функционирование Таможенного союза, — считает директор по маркетингу компании «Кейсон Беларусь» Сергей Слесарев. – Все зависит от того, как будет трансформироваться таможенно-тарифная политика стран-участниц, придем ли мы к отсутствию очередей и спокойному перемещению грузов через границы».

Законы притяжения

Есть все основания считать, что определенные подвижки произойдут. Во всяком случае, сегодня в российском правительстве активно обсуждаются вопросы совершенствования таможенно-тарифной политики, которая всегда являлась камнем преткновения для развития сухопутного коридора с Востока на Запад. В процессе создания ТС конкуренция между таможенными службами трех государств обострится, уверены эксперты. И если пошлины будут распределяться в соответствии с договоренностями, то за грузопотоки развернется настоящая борьба. Россияне опасаются, что она может завершиться далеко не в их пользу. Так, Беларусь может стать входными воротами для европейских товаров, передвигающихся в восточном направлении. А основной поток грузов из Китая и других стран региона пойдет через Казахстан. Не исключен такой поворот событий, когда именно Беларусь и Казахстан станут объектами для инвестиций в логистику, производство и переработку, что негативно скажется на развитии ряда российских регионов.

Реальную конкуренцию наша страна может составить и литовским партнерам. «Если Таможенный союз заработает в своем лучшем варианте, то логистические центры Литвы рискуют остаться без значительного объема грузов – многим компаниям будет интереснее действовать на территории Беларуси», — полагает Сергей Слесарев. С точки зрения развития инфраструктуры ситуация у наших западных соседей складывается более чем благоприятно, но их логистические центры – относительно небольшие по мощности объекты. В Беларуси эта сфера и вовсе в полузачаточном состоянии, но здесь мы имеем преимущество позднего входа на рынок. Главное – убедить инвесторов в том, что необходимый для крупных логистических центров грузопоток будет обеспечен, и их вложения принесут отдачу.

Встретить хочется, да принять негде…

До сих пор заявленные логистические проекты в Беларуси так и оставались бумажными чертежами и рисунками или красочными макетами. Тем не менее вопрос сдвинулся с мертвой точки: сегодня на пересечении двух международных автомагистралей недалеко от Минской кольцевой дороги уже ведутся земляные работы на строительстве комплекса «Прилесье». Инвестор – иранская компания «Кейсон», которая вкладывает в проект $ 150 млн.: в логистической сфере такие инвестиции оцениваются как более чем масштабные. В мае следующего года на территории «Прилесья» планируется ввести в строй три складских модуля класса А площадью по 11 тыс. кв. м. «В первую очередь наши мощности рассчитаны на удовлетворение растущих потребностей розничной торговли столицы, а также обслуживание экспортно-импортных потоков», — поясняет Сергей Слесарев. Обработка транзитных грузов – это уже следующий этап, но интерес международных операторов к работе в Беларуси серьезно увязан с вопросами формирования и совершенствования необходимой законодательной базы. Уже сейчас программу развития логистической системы Беларуси, принятой в 2008 году, некоторые эксперты называют излишне оптимистичной. Но если упустить момент, то шары на карте, которыми обозначены объекты предполагаемой логистической инфраструктуры, один за другим лопнут как мыльные пузыри. И тогда грузы на миллиарды долларов будут проезжать по территории Беларуси со свистом, не задерживаясь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter