А снег и ныне там…

Снежные свалки Минска представляют угрозу для нормальной экологии

Почему  и  в  Год  родной  земли  мы  не  спешим  обезвредить бомбы  замедленного  действия  для  экологии?

Есть в Минске места, где снег не тает до июня. На лыжах, правда, здесь не прокатишься и в снежки не поиграешь. От снежных свалок лучше держаться в стороне. Ведь то, что свозится сюда зимой с улиц города, с большой натяжкой можно назвать снегом.

Эта серая масса насыщена тяжелыми металлами, хлоридами и нефтепродуктами, содержание которых в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации. Прибавьте к этому тысячи тонн технической соли и реагентов, которыми посыпаются дороги, — и получится «гремучая смесь», в ядовитости которой сомневаться не приходится. Беда в том, что места складирования снега (а их в столице более 15) никак специально не оборудованы. Нет там ни водонепроницаемого покрытия, ни очистных сооружений. При таянии вся химия просачивается в почву, а затем – в грунтовые воды.

Проблема не первый год волнует экологов. Осенью 2005 года специалисты Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов (ЦНИИКИВР) пробурили скважины на нескольких снежных свалках Минска и взяли пробы с глубины до 15 метров. Их выводы неутешительны. Один из самых загрязненных полигонов – Ржавецкий (неподалеку от деревни Ржавец и ТД «Ждановичи»), куда свозится снег из Центрального района. В почве содержание хлоридов превышено в 3,9 раза, сульфатов — в 3,5 раза, свинца — в 2,4 раза, нефтепродуктов – в 5—6 раз. В грунтовых водах концентрация сульфатов больше допустимой нормы в 12 раз, нефтепродуктов — почти в 6 раз, азотистых соединений – в 8,2 раза… Если и дальше свозить сюда снег, то загрязненный поток грунтовых вод достигнет водохранилища Дрозды уже к 2010 году.

Беспокойство экологов вызывает и полигон в границах улиц Лучины и Сырокомли, куда свозят снег из Ленинского района. В 2005 году предельно допустимые концентрации хлоридов в почве были превышены в 6 раз, цинка – в 13 раз, нефтепродуктов – в 66 (!) раз. Из-за особенностей рельефа весь этот «букет» может достичь речки Лошицы к 2015 году и подпортить экологию уникального для столицы старинного парка.

Эти прогнозы давались три с половиной года назад. А что же теперь? Свежих данных, увы, нет. Новые исследования городом не финансировались. Я отправился в окрестности Ржавца и убедился, что снежный полигон все еще используется. При мне за 15 минут здесь разгрузились четыре самосвала. Охранник подтвердил, что снег сюда свозят с начала зимы.

О том, что уже в следующем году опасные вещества могут попасть в Дрозды, а затем и в Свислочь, я рассказал по телефону генеральному директору ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Ивану Гуриновичу (эта организация отвечает за содержание снежных свалок).

– Впервые слышу такую информацию, – был его ответ…

Однако такими сведениями на предприятии располагать должны, поскольку именно «Горремавтодор» в 2005 году выступал заказчиком научных исследований в местах складирования снега. Ученые рекомендовали не только рекультивировать почву, но и прекратить использование наиболее загрязненных участков к зиме 2007 года. Первая рекомендация, если верить специалистам, выполняется, а вот со второй проблема. Осенью прошлого года ремавтодоры нескольких районов обратились в ЦНИИКИВР с просьбой оценить возможность размещения участков складирования снега на прежних местах. Из-за отсутствия финансирования новые исследования не проводились, поэтому добро так и не было получено. В итоге на дворе зима 2009-го, а снег и ныне там.

Как «растопить» снежную проблему? В некоторых странах действуют постоянные полигоны с водоне­проницаемой подстилкой и системой очистки. Оказалось, в Минске этот вариант не рассматривается. Во-первых, в планы архитекторов такой полигон (а это должен быть достаточно крупный объект) не включен. Свободные территории куда важнее застраивать жильем. А во-вторых, есть еще один нюанс, о котором рассказал Иван Гуринович:

— На счету каждый литр топлива. Сегодня участки в каждом районе минимизируют наши затраты, а возить снег со всего города в одно место было бы очень дорого. На мой взгляд, проблему утилизации снега в Минске по силам решить передвижной снегоплавильной установке, которая будет превращать снег в воду и сливать ее в канализацию, как это делается за рубежом. Думаю, такая техника может поступить в наше распоряжение к следующему зимнему сезону.

Разговоры с канадским производителем о покупке снеготаялки для Минска велись еще год назад. Специалисты приводили расчеты: машина будет растапливать 900 литров в минуту и час ее работы заменит 5 рейсов 20-тонных самосвалов. Тогда планировалось, что новинка появится на минских улицах уже в феврале 2008 года. В чем же заминка? Вероятно, в цене. Стоит агрегат около полутора миллиардов рублей. Возможно, городские власти призадумались: нужна ли такая дорогая машина для наших малоснежных зим? В этом году повезло: зима выдалась умеренная, а какой будет следующая — неизвестно. В Великобритании тоже надеялись на мягкую зиму, а снега насыпало столько, что отменили занятия в школах и закрылись аэропорты…

Несколько лет назад снегоплавильные установки появились в Москве. Растопленная вода очищается и вместе с канализационными стоками выводится на поля фильтрации.

— Такое возможно и в Минске, — считают инженеры «Минскводоканала». — Система должна справиться с нагрузками. В крайнем случае, по примеру Москвы, сливать растопленный снег в канализацию можно ночью, когда объем потребления воды минимален. Очистные сооружения отфильтруют все ядовитые примеси, а концентрация соли после смешения с бытовыми и сточными водами станет безопасной для природы.

В отличие от снега проблема мест его складирования сама по себе растаять, увы, не может. Актуальна она, кстати, не только для Минска. В Витебске, например, уже несколько лет планируют строить стационарный полигон с системами очистки, но идея так и остается на бумаге.

Во всех крупных городах снежные холмы медленно, но верно отравляют своими ингредиентами близлежащие склоны, опушки и ручейки.

2009-й объявлен в Беларуси Годом родной земли. Чем не повод различным ведомствам сообща подойти к решению проблемы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter