А рога у барана из воска

Репортер «СОЮЗА» попробовал на вкус культурное наследие Беларуси

УВИДЕТЬ этого «реликтового» барана, если повезет, конечно, можно лишь в одном районе Беларуси — Глубокском. Его желают заполучить на свой праздничный стол юбиляры, именинники и молодожены. Говорят, приносит счастье.


Но это сказочное животное послушно идет только в руки Марины Хрол из деревни Матюково, директора местного Дома культуры. Марина Ивановна — хранитель семейной традиции уже в четвертом поколении. Фигурка барана, которую она, как умелый скульптор, лепит из куска деревенского сливочного масла, — настоящее произведение кулинарного искусства. Наш корреспондент, побывав в гостях у мастерицы, не удержался, чтобы не напроситься к ней в подмастерья. А не слабо журналисту поработать ручками и создать шедевр нематериального культурного наследия Беларуси! Да–да, именно такой высокий статус присвоен недавно масляному барану. А еще самобытному ржаному хлебу, что выпекают в деревне Дерковщина, здесь же в Глубокском районе. Но об этом чуть позже. А теперь дайте же мне в руки масло!


...Марина Ивановна готовит все необходимое для работы, а я слушаю прелюдию к этому таинственному действу:


— Масляный баран для меня такой же привычный атрибут Пасхи, как и крашеные яйца. Все это дедушка возил освящать в католический костел Матери Божьей Ласковой, который находится неподалеку в деревне Задорожье. Затем святой водой он кропил стоящий посреди комнаты стол, оплетенный красивым венком. Возможно, мои предки воспринимали его как некую символическую жертву. Для меня же прежде всего — это красивая семейная традиция.


Итак, начнем! Масло, как и в старину, взбивается из сливок в бойке — узком бочонке с деревянным поршнем. На это уходит добрых полчаса. Затем промывается, пока стекающая с него вода не станет прозрачной. Из такого масла мне велено скатать шар. Граммов этак на 300. Марина Ивановна разделила шар на две неравные части. Из той, что побольше, вылепила туловище и голову барана. А из меньшей мы вместе стали делать руно. Очень, скажу я вам, кропотливое занятие. Маленький кусочек масла заворачиваешь в бинт. Сдавливаешь, и наружу вылезает множество тоненьких масляных стружечек. Главное — терпение. Все эти «шерстинки» надо осторожно снять лезвием ножа и приладить на туловище барана. И так, не разгибаясь, часа три–четыре. Потом делаем рога из воска, а из крупинок черного перца — глаза. Ну и, наконец, украшаем блюдо с бараном зеленью, будто это трава. Красота!


Марина Ивановна меня за послушание и старание похвалила, а на прощание дала несколько ценных советов:


— Чтобы фигурка дольше хранилась, масло необходимо подсолить. И еще запомните: по традиции барана начинают есть с хвоста...


Махнув рукой гостеприимной хозяйке, отправляюсь в другой конец Глубокского района, в деревню Дерковщина, — познакомиться еще с одной хранительницей народных традиций, 72–летней Степанидой Лупач. Сюда Степанида Александровна переехала из Брестской области, когда ей было 19 лет. Родила троих детей. Работала в магазине, в сельсовете. Была поваром в школьной столовой. Рецепту ржаного хлеба, которым она владеет, более 200 лет:


— У мамы было шестеро детей, поэтому тесто месить я научилась рано, — рассказывает бабушка Степанида. — Особенность моего хлеба в том, что дрожжей я не использую. Только ржаная мука, сахар, соль и тмин. Продукт самый что ни на есть натуральный. И очень вкусный.


Но вот испечь такой хлеб — целая наука. Особую закваску Степанида Александровна готовит на колодезной воде. Духу в вытопленной печи должно остаться ровно столько, чтобы хлеб сырым не вышел. И не сгорел. Сперва на сковороде она печет подполонок — тонкую лепешку, которую, к примеру, хозяину отдают, который в поле торопится. Основные караваи выпекает в формах, смазанных салом. А заканчивает процесс подовым хлебом. Его сажают вниз печи (под) на специальной деревянной лопате, устланной дубовыми или кленовыми листьями. Степанида Александровна — человек верующий. У себя в деревне православную церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона вместе с односельчанами своими руками строила. И у печи, уверена она, работа спорится с божьей помощью:


— Как–то во время зажинок на поле у отца Сергия, приезжающего служить к нам в храм, я увидела икону, которая называется Спорительница хлебов. Там Матерь Божия на облаках изображена. А под ней — снопы. Такую же я приобрела себе домой. И повесила напротив печи.


Своим хлебом Степанида Александровна с удовольствием угощает во время праздников передовиков местного сельхозпредприятия ОАО «Константинов двор». Печет его для родственников в Кустанае. А знакомые священнослужители возили хлеб даже в Иерусалим.


В тему


Глубокские власти намерены использовать традиционные блюда в качестве местных достопримечательностей для привлечения в регион туристов. Возможно, что уже к началу туристического сезона в районе появится изба с печью, где будут выпекать свой ржаной хлеб, лепить масляного барана и учить этим действам всех желающих. Ранее в Витебской области статус нематериального культурного наследия получила колядная игра «Женитьба Терешки», сохранившаяся в своем первозданном виде только на Лепельщине. А самыми первыми в списке нематериального наследия Беларуси стали «Калядные цари» — обряд, совершаемый во время празднования Рождества и Нового года в деревне Семежево (Минская область). Всего же в этот список включено более 60 элементов.

 

Фото автора.


svg–vt@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter