"А может, Сократ ошибался?"

Система образования названа Президентом страны важнейшим стратегическим ресурсом государства.

Система образования названа Президентом страны важнейшим стратегическим ресурсом государства. Встречаясь со студентами вузов Могилевщины, Александр Лукашенко подчеркнул, что именно интеллект, наука, инновации становятся основной движущей силой прогресса. Отсюда – и то внимание, которое уделяется организации научно-образовательной и идейно-воспитательной работы в студенческой среде. Об этом размышляет в беседе с корреспондентом «Р» автор монографии и двух учебных пособий по основам идеологии белорусского государства, доктор исторических наук, заведующий кафедрой политологии и права МГПУ имени М. Танка профессор Василий Шинкарев.

— Мы знакомы с вами, Василий Васильевич, с давних времен. Знаю вас как человека, вдумчиво анализирующего события и явления общественно-политической жизни. Думаю, читателям было бы интересно знать ваше мнение о проблемах идеологической работы вообще и в студенческих коллективах в частности…

— Наш Президент умеет доверительно, предметно общаться с людьми. К сожалению, далеко не все, кто приходит в студенческую аудиторию, владеют этим искусством. Скажу больше: иные чиновники, даже высокого ранга, не сразу поняли поставленной Президентом задачи по созданию стройной системы идеологической работы. Один из них, теперь уже бывший, помнится, удивлялся: зачем нам, дескать, идеология, если есть Конституция? Странная логика… И другой, работавший тогда председателем райисполкома, рассуждал в унисон: идеология-де хорошо, но зачем мне это надо? Лишняя обуза, дополнительные хлопоты… И хотя в последнее время подобных «деятелей» поубавилось, но нет-нет да и дохнет формализмом, категорически противопоказанным идеологии.

— А как вы оцениваете уровень идейно-воспитательной работы в вашем университете, имея в виду, что, как руководитель кафедры, несете свою долю ответственности за ее состояние и перспективы?

— Однозначного ответа нет. Есть успехи, есть и недостатки. Скажем, на республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Идеологическое сопровождение и мониторинг воспитательного процесса в учреждениях образования» наш университет удостоен диплома 1-й степени Минобразования республики. Успех? Разумеется. Тем более что упомянутый мониторинг позволил выявить и сильные, и слабые стороны как в воспитании молодых людей, так и в деятельности идеологического актива.

Выяснилось, скажем, что по такому важному показателю зрелости личности, как наличие ясных жизненных целей, у нас едва ли не полный ажур: 96 процентов опрошенных отмечают наличие таких целей. Приятно ласкают глаз и ответы на вопрос «Считаете ли вы возможным для себя добиться в нашей стране поставленных целей?».

71,2 процента студентов считают, что да, они могут реализовать себя в профессии, достичь желаемого социального статуса, почти 60 % – отмечают наличие у нас стабильности и жизненных перспектив… Положительную динамику в осмыслении юношами и девушками реалий нашей жизни мы воочию видим и в процессе учебных занятий, и в неформальном общении со студентами. Более серьезным и заинтересованным становится их отношение к курсу основ идеологии.

Но мониторинг выявил и немало негатива. Это прежде всего низкий уровень политической культуры у значительной части студентов, недостаточное знание основных положений Конституции страны. Конечно же, это в значительной степени обусловлено уровнем преподавания, интеллектуальным потенциалом профессорско-преподавательского состава. К сожалению, тут у нас немало упущений. Порой иные «ушлые» преподаватели не прочь продемонстрировать свои оппозиционные настроения прямо в аудиториях, поучаствовать в собраниях и митингах радикальной оппозиции… В государственных учебных заведениях это, разумеется, недопустимо. На эти и иные недостатки обратили внимание работники идеологического управления Минского горисполкома, изучавшие состояние идейно-воспитательной работы в университете. Результаты их анализа обстоятельно рассматривались на заседаниях ректората университета, в общественных организациях. Заметный импульс в совершенствовании идейно-воспитательной работы дало рассмотрение на расширенном заседании ректората вопроса о деятельности общеуниверситетских кафедр по развитию гражданственности и патриотизма. С целью повышения эффективности проведения единых дней информирования создана лекторская группа в количестве 46 человек, в которую входят преподаватели общеуниверситетских кафедр. Действует студенческая школа молодого лектора. Преподаватели изыскивают возможности вести воспитательную работу по месту жительства студентов…

— Мне кажется, при этом очень важно совершенствовать не только содержание, но и формы работы. Помните, Василий Васильевич, мы как-то говорили о манере общения с учениками древнегреческого философа Сократа? Он стремился так вести беседу, чтобы оградить своего собеседника от того, чтобы тот сказал «нет»…

— Не хотел бы вступать в полемику с авторитетным мнением искушенного в философии ученого. Но, думаю, в диалоге со студентами нам, преподавателям, не надо бояться слова «нет». Более того, внимание надо сосредоточивать именно на спорных моментах той или иной темы, которые вызывают оживленную дискуссию, неоднозначные мнения наших воспитанников. При этом главным оружием должна быть обоюдная аргументация. Важно не только обосновать свою точку зрения, но и внимательно выслушать аргументы другой стороны. К сожалению, не все наши преподаватели охотно вступают в диалог, особенно если он острый, бескомпромиссный. Такая боязнь, конечно же, снижает эффективность воспитательных усилий.

— В печати, Василий Васильевич, появились ваши воспоминания о Великой Отечественной войне. Знаю, они с интересом восприняты читателями. Скажите, пожалуйста, в какой мере героический опыт тех и последующих времен помогает в патриотическом воспитании молодежи?

— Я не отношусь к ветеранам войны. Публикации, о которых вы упомянули, это попытка рассказать о войне, увиденной глазами ребенка. Я и мои ровесники тогда практически ничего не видели, кроме войны, и представляли себе, что это едва ли не норма жизни. Однако уже тогда мы инстинктивно, но четко определяли свою позицию: за Родину, за Сталина! И хотя мы смутно представляли себе этого Сталина, но имя его постоянно было на устах наших людей, оно становилось символом наших побед. И теперь, несмотря на то, что вскрылось немало негативного в нашей истории, Великая Победа – наш главный стимул в патриотическом воспитании молодежи. Немало делают в этом направлении БРСМ, насчитывающий в своих рядах 2150 студентов университета, а также студенческий клуб «Патриот», которым руководит доцент нашей кафедры Валентин Зенченко. Вся система идейно-воспитательной работы получила дополнительные стимулы и подпитку в канун и во время празднования 60-летия Великой Победы. И это не просто высокие слова: они отражаются в более глубоком осмыслении студентами своей принадлежности к истории и судьбам белорусского народа, гордости за его славные достижения, непосредственной причастности к его сегодняшним делам и свершениям.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter