В городе Шагала недавно нашлись последователи Бэнкси - и теперь тоже украшают городской ландшафт

А город подумал, что свадьба идет

Популярный английский художник Бэнкси, как известно, рисует на улицах - экзистенциальные граффити с мудреным, не каждому чопорному джентльмену понятным подтекстом. Как вот, например, понимать его целующихся констеблей? Старые товарищи по полицейской академии давно не виделись? Нигилизм, анархизм, антиимпериализм - какие только "измы" не навешали критики на рисунки вечно ускользающего от полиции, мечтающей влепить штраф в пару сотен фунтов, Бэнкси.

 

Так этот человек устроен: тесно ему в мастерской, одиноко на чердаке перед мольбертом - хочет он простора и воздуха. Любопытно, что и в городе Шагала недавно нашлись последователи Бэнкси - и теперь тоже украшают городской ландшафт. Правда, от властей не скрываются и рисуют понятные портреты достойных людей - Гагарина, Пушкина, Мэрилин Монро, граффити в защиту бездомных животных. В общем: "Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти словно листья. Словно листья, словно листья к ноябрю". Как великий Окуджава и завещал - окунули.

 

Мольберт для таких художников - весь город. Другой скандально известный художник Павел Павленский приковал себя к брусчатке на Красной площади. Павленский - представитель акционизма (от слова "акция"), течения, возникшего в 60-е годы прошлого века в Западной Европе, цель которого - стереть грань между искусством и действительностью. Отсюда пошли хэппенинги, перформансы и прочая, так и хочется сказать, дрянь. Потому что по мне - нет ничего лучше пейзажа Щемелева, излучающего спокойствие и душевное здоровье, висящего где-нибудь на даче над потрескивающим камином. А все эти хэппенинги - просто болезнь роста, поиск себя.

 

Не знаю, как бы отреагировал, встретив такого Павленского где-нибудь на трамвайной остановке с молотком в руках. Ведь художники-акционисты что проповедуют? Они говорят, что вы, я и все городские жители - часть его замысла. Мы с вами внутри его фантазии, краска на палитре, но согласия на то, чтобы быть краской, он у нас не спрашивает. Вас такая роль устраивает? Похоже на безумства Владимира Искремаса из картины "Гори, гори, моя звезда" - он тоже мечтал, чтобы ничего не осталось вокруг, а было одно сплошное и чистое искусство.

 

Да, давно стало тесно в стенах театру. Потому театр уличный для нас не в новинку: в минувшую субботу у стен городской Ратуши прошел уже второй минский форум на эту тему. И тут уже все случайные зрители стали действующими лицами спектакля. Каждый мог почувствовать себя актером, на которого направлен луч света.

 

Нет, площадь перед минской Ратушей не была наводнена людьми, врать не буду. От силы - десятка два зрителей. Многие шли по своим делам и вдруг останавливались, услышав звуки средневековой волынки, под которые танцевала загадочная группа в старинных одеяниях. Никакого стенда, рекламной растяжки или затрапезной афишки на виду не висело. Откуда народу знать, что он участвует в театральном фестивале?

 

Тем более что по соседству, у входа в концертный зал "Верхний город" туда-сюда сновали свадебные кортежи. Конкретные пацаны явно подшофе, наряженные по такому случаю в белые рубашки, которые последний раз надевали на выпускной, происходящее в общем одобряли. Фотографировали, ржали, как кони на мельнице, тоже пытаясь присесть на одно колено перед своими дамами сердца, у которых на лице застыла только одна "актерская сверхзадача" - поймать в нужный момент букет невесты.

 

Такая вот эклектика большого города.

 

Кто-то, видимо, и решил, что люди, переодетые в военную форму 1812 года, - это как цыгане. Мол, какая-то богатая свадьба гуляет. Но когда участники "Губернаторского бала", как называлось театрализованное представление, стали приглашать на танец зевак и уличных прохожих, те бросились врассыпную. Тяжело вписывается эстетика уличного театра в городскую эстетику.

 

Почему бы не сделать программу более существенной и наполненной? Чтобы это не было похоже на праздник последнего баклажана в захудалом райцентре. Не пригласить драматических артистов, поэтов, бардов? Неужели у нас их мало? Нет, по-моему, даже наоборот. Разве можно сравнить это с европейскими представлениями? Открывшимся в пятницу в Шотландии Эдинбургским фестивалем? Нет, увы. И пока не начнем уважать себя сами, никто не начнет уважать и нас.

 

Добрый зритель в 9-м ряду.

 

Советская Белоруссия №153 (24534). Четверг, 14 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter