А что за стеклом?

Во всем торгующем мире дизайн витрины - не только уловка, ключ к сердцу покупателя, но вполне самостоятельный вид искусства.
Во всем торгующем мире дизайн витрины - не только уловка, ключ к сердцу покупателя, но вполне самостоятельный вид искусства. Повсюду торговля вкладывает в него немалые деньги, чтобы создавать в пространстве магазинного окна изысканные композиции.

Вот во Франции, скажем. Мало того, что днем глаз не оторвать, так ночью витрины становятся даже ярче, привлекательнее. Да, магазины закрыты. Но, фланируя у витрин, люди подсознательно выбирают товары, и есть немалые гарантии, что на утро в магазине они появятся снова. У нас пока сказочный блеск стеклянной плоскости воспринимается как непозволительная роскошь. Что уж говорить о еженедельной замене застекольной картинки, как это принято в цивилизованном мире! В главном магазине Минска, ГУМе, гордятся тем, что обновили витрины к 50-летию торгового центра. Это значит - осенью прошлого года. И переделывать витрины в ближайшие лет "надцать" никто не планирует. Разве что вместо одного пылесоса, потерявшего на солнце вид, поставят второй или пластиковые снежинки сменят на зонтики. И так, пожалуй, до следующего юбилея...

То же и частники. Разговаривала со многими владельцами магазинов. На оформление витрин они тратиться пока не собираются: мол, нет сиюминутной отдачи. Действительно... Но можно вспомнить, каким образом добивались популярности магазины "Chanel". Витрины в них менялись каждый день. И французы специально ходили гулять к этим бутикам, чтобы посмотреть на очередное творение дизайнеров.

В Минске, пожалуй, горожане могли бы прогуливаться лишь у одной торговой точки - у магазина модной одежды "Сохо" на главном проспекте города. На фоне его витрин, говорят, публика даже фотографируется. Вместо привычных пластиковых манекенов в окнах "Сохо" красуются металлические то ли скелеты, то ли человеческие прообразы - это у кого на что фантазии хватает. Поначалу менеджеры планировали облачить их в модные заграничные одежды, но уж очень самодостаточными оказались сами фигуры.

Впрочем, многие, поездив по миру и посмотрев, как завлекают покупателя их зарубежные коллеги, эти, так сказать, знаменосцы торгового бизнеса, все-таки пытаются изобразить в витринах что-нибудь более занимательное, чем вырезанные из оргстекла буквы, подвешенные на рыболовную леску или макет хлебного каравая из пенопласта. В последнее время критерии качества витринного дизайна изменились. Кто-то (как магазины джинсовой одежды) устраивает в витринах коллаж из символических вещей, указывая на истоки джинсовой культуры. Кто-то (как магазин "Passagе") помещает в витринное пространство огромное фото, рекламирующее изделия салона. Кто-то (как бутик "Mattioli") выставляет в витрине огромный макет дамской сумочки на фоне Эйфелевой башни, намекая на французскую элегантность своих товаров. И все же есть ощущение, что пока в городе побеждает социалистическое станково-монументальное понимание искусства витрины. Особенно в госторговле. Магазинным боссам хочется решить проблему витринного дизайна одним ударом, потратив средства единожды. При этом обратившись далеко не к самым профессиональным, а значит, дорогим мастерам дизайнерского искусства. А бывает и того проще: дизайнерами витрины становятся девушки-продавцы, затраты на труд которых, по-видимому, не выходят за пределы их штатного жалованья.

Но ведь витрина - это фасад торгового бизнеса, лицо фирмы, повернутое к покупателю. А стало быть, заниматься этим лицом должны не доморощенные визажисты, а профессиональные стилисты-дизайнеры. И уж тем более не может быть витрины "на века". Она как и сама торговля, - живой организм. На который чем больше денег потратишь, тем он лучше будет выглядеть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter