Итоги прошедшего культурного года

17 прекрасных мгновений

В канун новогодних праздников так и чешутся руки подвести итоги прошедшего культурного года...

Никуда не уйти от традиции: в канун новогодних праздников так и чешутся руки подвести итоги прошедшего культурного года. В очередной раз предлагаем вам окинуть взором последние 12 месяцев и вспомнить всех тех, кто одарил наш творческий сектор громкими скандалами, умопомрачительными выступлениями, заявлениями или просто достойными внимания инфоповодами. Выбор событий, как всегда, субъективен и открыт для пересудов.


Прорывы года


Впервые на «Арене»


2 ноября 2013 года «Минск–Арена» положила в свою копилку новый феномен. Речь идет, естественно, о концерте Макса Коржа. Аншлаговый «сольник» молодого рэп–исполнителя — нокаут всему белорусскому шоу–бизнесу. Одним продюсерам известно, каким образом простой паренек из Лунинца умудрился собрать самую большую концертную площадку в стране. Шакира, Дженнифер Лопес, «Депеш Мод», Стинг, Милен Фармер — и вдруг некто Макс Корж, молодой и даже не особо амбициозный, если верить его сообщениям в соцсетях. Но факт остается фактом: грубоватый язык песен Коржа оказался молодежи намного ближе и понятнее всего того тухлого гламура, в который никак не наиграются наши поп–исполнители. 13 тысяч поклонников, волны драйва, тонны позитива и несколько выходов на бис — завистники Коржа не могут успокоиться до сих пор.


Привычка побеждать


Уже десять лет наши представители штурмуют «Евровидение», но призрачные надежды на победу имелись лишь дважды: триумфальное для Беларуси шестое место Дмитрия Колдуна в 2007 году и двадцать четвертое, но тем не менее финальное, место группы «3+2» в 2010–м. И вот нынешней весной удача улыбнулась нам вновь. По всем прогнозам музыкальных и прочих экспертов, Алена Ланская должна была прорваться в финал, и она это сделала! Страсти вокруг главной музыкальной евротусовки только закалили Алену, назло всем сплетникам и интриганам исполнительница по–прежнему остается в топе лучших. В отличие, кстати, от многих «покорителей» евровершины.


Кому окажется по зубам 59–й песенный конкурс, который пройдет в Копенгагене, узнаем 10 мая.


«Туфельки» покоряют сердца


Точного рецепта изготовления хорошего игрового кино на «Беларусьфильме» пока не придумали. Зато «короткий метр» у наших кинематографистов выходит на славу. Новая работа студии — короткометражный фильм «Туфельки» — в этом году собрала рекордное для наших реалий количество кинонаград. Под занавес декабря «Туфельки» отличились в очередной раз: картина получила все главные призы кинофестиваля в Монте–Карло. Один из самых значимых фестивалей независимого кино отметил высшими наградами не только саму ленту, но и режиссера Константина Фама, продюсеров Юрия Игрушу и Сергея Ждановича, оператора Сергея Новикова, а также музыкальное оформление ленты и ее вклад в сохранение мира. Для тех, кто еще не в курсе: кино рассказывает историю пары женских туфелек, начинающуюся в витрине магазина и заканчивающуюся в братской могиле узников концлагеря Освенцим.


Напомним, что «Туфельки» также прошли квалификацию и попали в список претендентов на соискание премии «Оскар–2014» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Держать кулачки за работу Константина Фама будем 2 марта наступающего года.


Визиты года


Возвращайтесь. Ждем


30 июля длинный список летних звездных гастролеров красиво и с размахом замкнули легендарные старички из «Депеш Мод». До этого дня на белорусскую землю ступала нога лишь одного участника группы — Энди Флетчера, который несколько лет назад приезжал в Минск с собственным dj–сетом. В полном составе коллектив пожаловал к нам впервые. Для «Депешей» это был последний концерт в турне с нехитрым названием «Тур 2013», но свою усталость музыканты, давшие до этого 33 концерта в 24 европейских странах, успешно скрывали. К приезду кумиров армия белорусских поклонников подготовилась основательно: скупила майки, нарисовала плакаты и освежила в памяти слова песен. «Минск–Арену» под завязку заполнили те, для кого Depeche Mode — лейтмотив юности и воспоминания о бунтарских 80–х. За три десятка лет жизни на сцене Дэвид Гаан и Мартин Гор выучили свое дело на «пятерку» с плюсом: после двух часов живого звука «Арена» ликовала и требовала продолжения банкета. Долго себя ждать кумиры нескольких поколений не заставили. 28 февраля будущего года они снова будут здесь.


«Профессионала» давай!»


Летом меломаны не поверили своим глазам: на сайте маэстро Эннио Морриконе в разделе «Гастроли» появилась лаконичная надпись «Минск, Беларусь». В то, что 85–летний мэтр действительно приедет, до последнего мало кто верил. А зря! В начале ноября выдающийся итальянский композитор впервые ступил на белорусскую землю.


Почти неделю синьор Морриконе в усиленном режиме проводил репетиции с нашими коллективами. Праздник музыки, назначенный на 8 ноября, устроили все в той же «Минск–Арене». Вместе с Морриконе на сцену вышли пять итальянских музыкантов, вокалистка Сюзанна Ригатти, Президентский оркестр, хор Белтелерадиокомпании и сборный хор Государственной академической капеллы и Государственного камерного хора — всего около 200 человек. На бис прославленного композитора вызывали несколько раз. Маэстро оказался крепким орешком, не развернулся, даже когда из зала завопили: «Профессионала» давай!» И как это еще никто не крикнул: «А «Мурку» можешь?» До сих пор удивляемся.


Скандалы года


Любовь крупным планом


Нынешний осенью свой громкий девиз «Истина в кино» юбилейный, двадцатый по счету, кинофестиваль «Лiстапад» оправдал целиком и полностью. В Минске показали «Жизнь Адель» — триумфатора последнего Каннского кинофестиваля. Картина, повествующая о любви двух девушек, стала не просто открытием, а настоящей сенсацией для более или менее продвинутой в вопросах толерантности к представителям ЛГБТ–сообщества Европы. На белорусов, еще не готовых воспринимать «не такую» любовь как норму, фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. Правда, ни до, ни после кинофестиваля высказать свое личное отношение к увиденному на экране многие минские знатоки искусства так и не решились.


Цветочки уже раскрылись


Уже несколько лет национальный отбор на «Евровидение» Белтелерадиокомпании ничего, кроме головной боли, не приносит. Ну никак не удается спокойно делегировать участника на евротусовку: всякий раз случается какой–нибудь скандал. Больное место наших местечковых отборов — обвинения в плагиате. Каждый год обязательно найдутся критики и специалисты, уличившие в самовольном использовании чужой песни того или иного конкурсанта. В этот раз банк пиара сорвал воспитанник продюсерского центра «Спамаш» Алексей Гросс. Песня, с которой Леша хотел пройти в финал, уже исполнялась в 2011 году на национальном отборе Мальты.


Так, печально и нелепо, Гросс вылетел из национального отбора.


Парад перевоплощений


Премьеры года


Премьер прошло предостаточно, но нам бы хотелось выделить три: балет «Витовт» Вячеслава Кузнецова в Большом театре, трагикомедию «Оракул?..» Андрея Макаенка в театре им. М.Горького и мюзикл «Софья Гольшанская» в музыкальном. Каждая из них хороша по–своему. «Витовт» переполошил историков и ревнителей старины глубокой, задавшихся вдруг вопросом: соответствует ли показанное в балете исторической правде? На наш взгляд, вопрос несущественен. Постановщики предложили зрителям отличный увлекательный миф сродни голливудской «Трое» или «300 спартанцам», конкурентоспособный и динамичный. В Русском театре радикально переосмыслили классическую пьесу Андрея Макаенка «Затюканный апостол», создали многослойный и парадоксальный спектакль, в котором причудливым образом сочетаются семейная драма, эстетика абсурда и бесшабашность кабаре. В мюзикле «Софья Гольшанская» тоже намешано многое. Режиссер Михаил Ковальчик пошел по пути заразительной эклектики и выиграл. Говорят, билетов на ближайшие показы «Софьи» не достать.


Фестиваль года


III Международный форум театрального искусства «Теарт» в этом году, без сомнения, стал главным фестивальным событием. Открылся он любопытным белорусским блоком, продолжил программу актуальными российскими, радикальными польскими и вполне благодушными постановками из Франции, Израиля, Германии и других стран. Сравнение, конечно, снова получилось не в нашу пользу. При всей эстетической спорности отдельных постановок у них не отнимешь страстности высказывания и целостности режиссерской мысли. «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова, «Лир» Константина Богомолова, «Проба грунта в Казахстане» Штефана Кэги, «Шепот стен» Виктории Тьере–Чаплин запомнятся надолго и наверняка породят немало подражаний.


Проект года


Если кто забыл, 81–й театральный сезон в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького объявлен сезоном белорусской драматургии. Шаг благородный и великодушный со стороны художественного руководства. Драматургию действительно надо поддерживать, какие бы времена она ни переживала. Современные пьесы — зеркало жизни, и, если мы себя в нем не узнаем, кого винить? Завсегдатаи Русского уже увидели несколько постановок — вышеупомянутого «Оракула?..», продолжение гоголевского «Ревизора» — фантасмагорию «Экзекутор» Алексея Дударева в режиссуре худрука Сергея Ковальчика. Проект на этом не остановится, и главные сюрпризы еще впереди. Валентина Еренькова уже вовсю репетирует премьеру «Песняр» по пьесе Василия Дранько–Мойсюка, обещая принципиально новый взгляд на такую культовую фигуру, как Владимир Мулявин. Ожидаются также «Бесы. Постскриптум» и «Подводник». Если к целине, вспахиваемой Сергеем Ковальчиком, прибавить восторги российских режиссеров по поводу драматургии Павла Пряжко, победу Дмитрия Богославского в российском конкурсе «Дебют», постановки его пьесы «Любовь людей» в Москве и Новосибирске, кинопремьеру от продюсера Сергея Сельянова «Диалоги» по сценарию Константина Стешика — заново поверишь в потенциал наших последователей Бернарда Шоу.


Женская роль года


Режиссер Валерий Анисенко пошел ва–банк и поставил в возглавляемом им в Витебске театре им. Я.Коласа повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». В итоге мы имеем лучшую женскую роль года в лице заслуженной артистки Тамары Скворцовой, яростно и честно исполнившей роль Бабушки. Для Тамары Владимировны, как и для всего театра, эта постановка — прорыв в новую эстетическую зону, где прежние наработки не действуют. Приходится придумывать себя и свою героиню заново, с чистого листа, прислушиваясь к речи на рынке и в троллейбусах. Все для того, чтобы создать цельный, в чем–то отталкивающий, но столь понятный образ.


Мужская роль года


Заслуженный артист Валентин Соловьев в Республиканском театре белорусской драматургии представил сразу два прочтения классических образов, которые слились для нас в общую органичную картину. Его Лявон Зяблик в «Раскиданном гнезде» Александра Гарцуева и Клавдий в «Побеге из Эльсинора, или Гамлете наизнанку», украинского постановщика Сергея Павлюка парадоксальны и неожиданны. В них есть то, чего так не хватает многим актерам: внутренний саспенс и изрядная доля безумия. Соловьев умеет удивлять и несет себя совсем не бережно, не боясь расплескать.


Фолианты ясного разума


Недавно стало известно, что Минск намерен претендовать на звание книжной столицы мира 2017 года. Мы посмотрели, какие книги выпускали наши издательства в уходящем году, и решили, что столь высокий статус Беларусь может заполучить без всяких вопросов. Предлагаем вниманию читателей произвольный топ–5 окололитературных событий.


1. Книжный проект «Созвучие сердец», издательство «Выдавецкi дом «Звязда».


Эта серия книг знакомит нас с современной литературой стран СНГ, о которой, к сожалению, мы знаем явно недостаточно. В каждой из книг представлены авторы какой–то из стран Содружества, а также современные белорусские, таким образом получается своеобразная творческая перекличка. Вышло 11 добротно изданных томов, в которых «засветились» более 150 писателей ближнего зарубежья. Российским авторам посвящено два тома, в одном из них собраны произведения национальных литератур Российской Федерации. Кроме интересного содержания — авторы отбирались разных поколений, актуальные, читаемые, есть и художественная составляющая: на обложке каждой книги серии изображения национального орнамента страны Содружества и слуцкого пояса. Таким образом, составляется целая коллекция. Выпуск серии стал одним из мероприятий белорусского председательства в СНГ в 2013 году.


2. Альбом «Полоцк 1150», издательство «Белорусская Энциклопедия» имени Петруся Бровки.


Книга серии «Энциклопедия раритетов», изданная к юбилею древнего города, вышла в прошлом году. Но именно 2013–й принес ей дождь наград. Во–первых, это Гран–при Национального конкурса «Искусство книги–2013». Высокий класс белорусских книгоиздателей и дизайнеров подтвердили результаты X Международного конкурса «Искусство книги» государств — участников СНГ, в котором альбом «Полоцк 1150» тоже получил Гран–при. В книге рассказывается о многовековой истории Полоцка и Полоцкой земли, о известных людях Полотчины. Издание включает картографические и исторические материалы, более 1.000 черно–белых и цветных фотоснимков.


3. Полное собрание сочинений Владимира Короткевича в 25 томах, издательство «Мастацкая лiтаратура».


Это 25–томное собрание сочинений великого белорусского писателя стало воистину народным проектом: на него была объявлена подписка, тома быстро раскупаются. Их ожидают, каждый становится событием. В этом году вышли четвертый и пятый тома, а вот третий появится в начале нового года. Почему? В каждом выпуске приводятся ранее неизвестные произведения Владимира Короткевича, а также их редакции, и во время подготовки третьего тома выявились материалы, которые необходимо подготовить и в книгу включить, хотя бы и отложив ее выпуск. Ведь цензура безжалостно обходилась с нашим классиком, и теперь мы можем это увидеть воочию. В пятом томе, в который вошла проза так называемой средней жанровой формы, созданная в 1960 — 1972 гг., раздел «Iншыя рэдакцыi i варыянты» занимает с 390–й по 503–ю страницу.


4. Мобильная библиотека МТС


Событием этого года стало появление на улицах столицы красочных тумб, украшенных изображением книжных полок. Всякий обладатель мобильника, смартфона, планшета мог, сфотографировав специальный код на обложке облюбованной книги, получить ее в цифровом виде на свое устройство. Вполне современная пропаганда чтения... Подобные виртуальные библиотеки уже появлялись в других европейских городах. В белорусском варианте представлено 800 произведений. Детская литература, классика, современные авторы... Причем на полках соперничали наши авторы и зарубежные. Поначалу в виртуальную библиотеку превратилась площадь Якуба Коласа, затем тумбы переместились в другие уголки города. Планируется, что проедутся они по всей стране. За первую же неделю посетители мобильной библиотеки загрузили 36 тыс. книг. Приятно, что в десятку лидеров по скачиванию наряду с Гете и Брэдбери вошли и четыре белорусских автора, в том числе Максим Горецкий и Василь Быков.


5. Факсимильное издание «Баркулабовской летописи», издательство «Белорусская Энциклопедия» имени Петруся Бровки.


Во время Дня белорусской письменности в Быхове состоялось открытие монументально–скульптурной композиции «Баркулабовская летопись», уникального памятника нашей культуры. Тогда же презентовали и его факсимильное издание. Точнее, комплект из двух книг, первая — воспроизведение летописи, вторая — транслитерированный текст рукописного памятника и материалы его историко–культурного исследования. Это первая попытка публикации летописи в полном объеме. Она была написана белорусской скорописью в XVII в. в местечке Баркулабово Быховского района Могилевской области, предположительно православным священником Федором Филипповичем. Очень живой язык, внимание к простому народу, красочные подробности делают летопись ценным источником. Памятник сохранился в единственном списке, который занимает конец рукописного сборника, хранящегося в отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве.

 

Советская Белоруссия №242 (24379). Вторник, 24 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter