Создание новой 152-мм гаубицы было поручено конструкторскому бюро во главе с Ф.Ф. Петровым. Для сокращения сроков проектирования было решено наложить снабженный новым мощным дульным тормозом ствол 152-мм гаубицы образца 1938 г. на модернизированный лафет освоенной в производстве 122-мм гаубицы М-30. В качестве прицельных приспособлений использовались прицел и панорама этой же гаубицы, а затвор заимствован от 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 г. МЛ-20.
На проектирование, изготовление пяти опытных образцов и испытание их стрельбой было затрачено всего 18 дней. 1 мая 1943 года гаубицы были отправлены в Москву для проведения войсковых испытаний, а в конце мая новая гаубица была принята на вооружение Красной армии под названием «152-мм гаубица обр. 1943 г. (Д-1)».
Благодаря широкой унификации с орудиями, находящимися в производстве, на освоение серийного выпуска 152-мм гаубицы Д-1 потребовалось всего полтора месяца, и уже в июле 1943 г. она начала поступать на вооружение корпусных артполков и артиллерийских дивизий РГК.
В боекомплект гаубицы входят выстрелы раздельного заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. При необходимости бетонобойные снаряды успешно использовались и для борьбы с танками. При установке взрывателя на осколочное действие осколки снаряда разлетаются на площади 2100 м2. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве снаряда в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
----------------------------------------
Тактико-технические характеристики
Начальная скорость снаряда, м/с — 508
Вес в боевом положении, кг — 3600
Вес в походном положении, кг — 3640
Скорострельность, выстр./мин — 3—4
Наибольшая дальность стрельбы, м — 12 400
Вес осколочно-фугасного снаряда, кг — 40,00