Чему учат в "Школе гениев"

10 примеров в секунду

Ученые утверждают: около 95% населения планеты эффективно пользуется только одним полушарием мозга. Правши — левым, а левши — правым. И лишь оставшиеся 5%, которые одинаково умело напрягают оба полушария, могут похвастаться уникальными способностями и талантами. Можно ли попасть в это число счастливчиков? Запросто — ответит вам Владимир Федяй, основатель «Школы гениев», которая этой осенью заработала в Минске и вот–вот развернется в Бресте. Правда, помощь в развитии гениальности обещают лишь тем, кому еще не исполнилось 16 лет. Как это работает?




Внимание, задачка: к 163 прибавьте 521, отнимите 563, затем снова прибавьте 217 и 111, минус 411 и плюс 311. Сколько получилось? Цифры появляются на экране с интервалом в 3,5 секунды. По здешним меркам — медленно. И пока мы, взрослые, тянемся за калькуляторами, шестилетняя Оля Сушко (младшая сестричка 13–летнего первокурсника БГМУ Тимура Сушко, о нем не раз писала «СБ»), в руках которой небольшие счеты с костяшками, моментально выдает ответ: 349! За соседней партой второклассник Савва Тюменцев и вовсе как орешки щелкает непростые примеры, а на похвалу преподавателя Юлии Ковзик замечает: «Это не так трудно, как казалось!» Тем временем малыши откладывают счеты в сторону, с закрытыми глазами представляют костяшки в воображении и с такой же точностью складывают и отнимают двузначные числа...

Методика работы со счетами, известными еще со времен Древнего Рима как абак, сегодня особенно популярна на Востоке. Именно так тренируют детский мозг в Японии и Китае, где это обязательная часть школьной программы, огромный интерес к ней в Южной Корее и Казахстане. В чем секрет? Владимир Федяй ловко переставляет косточки на счетах:

— Чтобы получить восемь к одной «небесной», или верхней косточке, добавляем три «земные», то есть три нижние. Сначала дети учатся считать на счетах, а затем эти же действия выполняют в воображении. Здесь к работе подключается правое полушарие, благодаря которому мы мыслим образами, у нас развивается интуиция. 

Ментальная арифметика не стремится кого–то научить математике. Задача другая — гармонично развить оба полушария головного мозга. Владимир открыл ее для себя несколько лет назад в Турции, когда увидел, как шестилетний сын знакомого ловко считает на счетах. Заинтересовался, долго изучал американскую, индийскую, малайзийскую методики, усовершенствовал их, подключил к работе команду детских психологов и, убрав лишнее и добавив свое, получил в итоге эффективный подход. Здесь не вникают в дроби и не идут дальше пятизначных чисел, ведь и без этого достаточно материала, чтобы натренировать мозги. Владимир написал собственные учебники, привлек программистов к разработке программного обеспечения, которое позволило уйти от привычной в мире работы с карточками в сторону возможности контролировать самостоятельную работу ребенка онлайн, а затем провел обкатку методики в Украине. За три месяца новация покорила 36 городов. У нас в группах малышей 4 — 6 лет не более 4 человек, которые занимаются два урока по 30 минут. Ребята постарше по 8 человек осваивают ментальную арифметику два полноценных школьных урока. Одни родители заняли позицию критиков: мол, зачем одновременно читать стихи и решать примеры (а здесь делают и такое!), это же форменное издевательство над детьми! А другим мамам и папам подход пришелся по душе. Два–три года таких занятий — и, утверждают китайские специалисты, полученные навыки останутся у человека на всю жизнь. Каждую неделю ребенку дают новое правило, применив которое, он переставит косточки и получит решение. За два года таких правил набегает около 90! И с этими знаниями малыш с легкостью решит 10 примеров за секунду. Впрочем, даже 3 за мгновение — отличный результат, который не по зубам взрослым с калькулятором в руках. Стоит ли говорить, что на такой тренированный мозг как по маслу накладывается и иностранный язык, и всевозможные точные науки...


Почему нехитрую методику не осилить взрослому? Владимир Федяй объясняет, что дело в формировании нашего мозга, ведь после 12 лет мы становимся право– или левополушарными, и восстановить нейронные связи, гармонизировав оба полушария, можно лишь до 16:

— Идеальный возраст — 6 — 12 лет, когда дети особенно усидчивы, готовы долго выполнять упражнения. 60% наших учеников — 6 — 10 лет. Сложно работать с 14 — 15–летними, здесь уже не проходит игровая форма, с ними нужно общаться, как со взрослыми людьми. И важно, чтобы к ним пришло понимание, что в ментальной арифметике, как в спорте, важна регулярность. На базе нашей школы занятия раз в неделю, но если не уделять этому 15 — 20 минут в день, желаемого результата не будет.

Только в Минске сегодня по «методике гениев» занимаются около 200 детей, как минимум каждый десятый после нескольких недель занятий приятно удивляет родителей. Вот и папа семилетнего Арлана о результатах первых месяцев говорит так: «Сын на счетах уже быстрее считает, чем я на калькуляторе». Сегодня «Школа гениев» представляет собой лишь дополнительные занятия на смекалку, но в смелых планах на будущее, организаторы не отрицают, — попытка прийти со своими идеями и в общеобразовательную школу.

Тем временем

В Минске стартовал сбор средств на другую нестандартную образовательную платформу. Автор идеи — Анна Трубачева, представитель агентства «Таранцiны i сыны» — предлагает вместо привычных школьных уроков четвертные проекты, которые больше похожи на исследования и куда обширнее традиционных школьных требований. В основе обучения — государственная общеобразовательная программа, но учить детей собираются по авторской программе, над которой год работали педагоги и методисты. Любопытно, что ученикам здесь обещают не ставить оценок, а домашнее задание свести к минимуму. При этом родители смогут прийти на любой урок и даже провести его, чтобы поделиться знаниями из своей профессии. Анна Трубачева не раз отмечала, что речь идет о гуманной современной педагогике, где обучение построено через опыт и игру, а также взаимодействие и переживание. Еще один важный момент: в классах будут учиться самые разные дети, в том числе особенные. Если дело выгорит, первый звонок в необычной школе может прозвенеть 1 сентября 2016 года, а вот тестировать проект организаторы планируют уже с января. По предварительным подсчетам авторов проекта, для начала месяц обучения обойдется в 500 у.е. в эквиваленте, но как минимум каждое второе место будет льготным.

pasiyak@sb.by

Фото Александра СТАДУБА и Артура ПРУПАСА

Советская Белоруссия № 215 (24845). Пятница, 6 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter