...Я не сторож брату моему

Как бизнесмены сами себя перехитрили

Как бизнесмены сами себя перехитрили


О громком уголовном деле в отношении братьев Данейко — владельцев трех компаний — поставщиков запчастей к тракторам — год назад писали многие газеты. Чаще всего — в гневном тоне, обвиняя следствие в том, что оно работает по заказу конкурентов. Корреспонденту «СБ» удалось получить доступ к материалам расследования и узнать, как все обстояло на самом деле.


Не американская мечта


В переводе с испанского слово Desperado означает «отчаянный». В 1995 году в Голливуде был снят одноименный боевик с Антонио Бандерасом в главной роли. Примерно в то же время в Минске было зарегистрировано ООО «Дисперадо». Владельцем значился бизнесмен и физик по образованию Артур Данейко, хотя на деле компания была семейной — руководящие обязанности были разделены между ним и младшим братом Дмитрием.


Поначалу фирма занималась поставками сахара, затем постепенно переквалифицировалась на экспорт запчастей к тракторам белорусского производства. То есть к машинам Минского тракторного завода. «Беларусы», как известно, популярны и востребованны во многих зарубежных странах. И вот — удивительная вещь: как установила следственная группа КГБ по Минской области, у МТЗ, имеющего филиалы и производственные цехи по всей стране, не было возможности предложить весь спектр запчастей. То есть чтобы закупить нужный набор запчастей, потребителям из Болгарии или Египта пришлось бы обзванивать не одну контору, составлять ворох бумаг... В «Дисперадо» же клиентам предлагался широчайший выбор деталей — несколько тысяч: все и в одном месте. Так что торговля шла весьма активно: с каждым днем братья становились все богаче... Построили коттеджный комплекс неподалеку от Минска — три дома, баня, бильярдная, шашлычная. Обзавелись квартирами и дорогими машинами...


Но денег много не бывает. В конце 2004 года Данейко придумали способ, как дважды зарабатывать на одной и той же сделке: в первый раз — легально, получая прибыль с продажи, а во второй — хитростью заставляя государство возвращать сумму налога на добавленную стоимость (НДС) от проданного на экспорт товара.


Налог на хитрость


— Человеку, далекому от экономики и систем налогообложения, с ходу довольно трудно понять схему мошенничества, поэтому постараюсь объяснить как можно проще, — предупредила начальник 2–го отделения следственного отдела УКГБ по Минской области Анна Ракевич. — По закону если товар, произведенный в нашей стране или ввезенный сюда, затем продается на экспорт, государство возвращает фирме–поставщику сумму того самого НДС. Сделано это, чтобы стимулировать межгосударственную торговлю. Братья Данейко решили перехитрить налоговиков и придумали цепочку посредников, через которую легализовывались поступающие  на их склады «серые» товары (ввезенные без уплаты НДС из России и Украины, сделанные в кустарных условиях и, возможно, даже краденные с различных заводов). Как только у скопившихся на складе коленвалов, полуосей, топливных насосов и т.д. появлялся покупатель, бухгалтерия проверяла, числятся ли они на предприятии по приходным документам и, если нет, отправляла запрос на одну из подставных фирм. Их было четыре — «Каздар», «Изотермические конструкции», «Мескарс» и «Солэкс». Те с помощью еще двух компаний готовили накладные и передавали их в бухгалтерии фирм Данейко (чтобы не вызывать лишних подозрений у налоговых инспекторов, братья открыли еще и фирмы «Дисперадо–5» и «Белплодимпортторг–92»). Штатные сотрудники в них — кстати, в большинстве однокурсники братьев — «повторялись», склад был общим, только бухгалтеры были разными, хотя работали под началом одного куратора. Так что расследовать это уголовное дело было крайне сложно — никто не хотел давать показания против братьев Данейко и друг друга. После завершения сделки — на основании сфабрикованных накладных — в налоговую инспекцию Первомайского района подавались документы с просьбой применить нулевую ставку НДС, то есть вернуть его. Обязательная в таких случаях проверка проходила гладко, так как инспектор лишь удостоверялся в правильности оформления бумаг.


Позже налоговики подсчитают: таким хитроумным способом братья похитили 2 миллиарда 385 миллионов 364 тысячи 994 рубля бюджетных средств — то есть больше миллиона долларов.


Битва умов


— Самым сложным для нас было доказать, что братья Данейко знали, что НДС с большинства товаров предыдущими поставщиками уплачен не был, — раскрывает нюансы расследования Анна Ракевич. — И здесь бизнесмены случайно сделали два ценнейших «подарка» следствию: во время обыска в офисе мы нашли дискету со списком всех «серых» поставщиков с их мобильными телефонами и номерами банковских счетов, а в квартире одного из сотрудников — папку с платежными документами, не зарегистрированными в официальном бухучете. Плюс во время одной из внезапных проверок подтвердилось, что примерно половина запчастей лежит на складе вовсе без каких–либо документов.


На то, чтобы распутать клубок деловых связей, у следственной группы ушло 9 месяцев. Директора подставных фирм признались, что поставляли братьям Данейко не запчасти, а только документы на них. Водители, чьи фамилии черным по зеленому значились в накладных, рассказали, что в сомнительных рейсах либо вовсе не бывали, либо перевозили не заявленные «винты и гайки», а дорогостоящие составные части подвески, топливной системы...


Когда Дмитрий и Артур Данейко поняли, что дверь СИЗО вот–вот захлопнется за ними, один из них хотел даже через посредника дать сотруднику КГБ взятку 30 тысяч долларов — за отказ от возбуждения уголовного дела. Попытка успехом не увенчалась: наоборот, обернулась судимостью по еще одной тяжелой уголовной статье.


За время расследования у бизнесменов сменилось 5 адвокатов. Позиция «лучше признать вину и возместить ущерб» братьев никак не устраивала: до самого приговора они верили, что доводы обвинения во время судебного заседания будут разбиты в пух и прах. Хотя, по оперативной информации КГБ, у Данейко была возможность возместить государству эти два с лишним миллиарда рублей, не продавая минскую недвижимость. Старшему даже меру пресечения изменяли — отпускали домой, — чтобы он смог поехать в Москву и изъять из финансового оборота нужную сумму. Но тот, по словам следователя, все думал, сомневался, откладывал поездку...


— Итог судебного заседания — по 8 лет колонии каждому и конфискация имущества, — листает многостраничный приговор Анна Ракевич.


То, что справедливость восторжествовала, бесспорно, хорошо: печальный пример братьев Данейко будет наукой другим бизнесменам. Хитрить с законом опасно — это должен знать каждый. Но по–человечески мне их жаль: у Артура трое несовершеннолетних детей, у Дмитрия — маленькая дочь. Хотя бы ради своих детей, чтобы те долгие годы не росли без отцов, братья могли бы прекратить хорохориться, возместить нанесенный ущерб и быть сейчас на свободе...


Справка КГБ


Продолжительность расследования — 9 месяцев.


Объем уголовного дела — 49 томов.


Опрошено более 80 свидетелей.


Из свидетельских показаний:


«В середине 2005 года в офис ОДО «Агрофарм» позвонил мужчина, который представился Михаилом и предложил мне купить у него запчасти к тракторам по выгодным ценам. Он сообщил, что раньше поставлял запчасти в колхозы и в качестве оплаты забирал сельхозпродукцию. Однако в связи с запретом бартерных операций скопилось много запчастей, которые тот хотел бы продать за наличный расчет. Я попросил список того, что у Михаила есть, — с номенклатурой и количеством. На следующий день я позвонил менеджеру «Дисперадо» Володе (фамилию не знает, описать может так: невысокого роста, черные волосы, плотного телосложения, в очках. — Прим. след.), так как слышал, что эта фирма практикует приобретение запчастей за наличный расчет. Володя предложил подъехать в офис «Дисперадо» по адресу: г. Минск, ул. Скорины, 51. Я приехал в офис и передал Володе список запчастей, полученный от Михаила. Володя назвал цену, я согласился. Затем я выкупил у Михаила запчасти и стал по частям перепродавать их «Дисперадо».

 

На снимке: построенный братьями коттеджный комплекс.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter