Минск
+9 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Каким должно быть школьное питание

Звонок на обед

Более миллиона ребят заняли свои места за партами на этой неделе. Президент, посещая новую среднюю школу № 93 в столичном микрорайоне Великий Лес, обозначил ряд важных моментов, связанных с учебой. Затронул он и тему питания, акцентировав внимание на том, что готовить нужно так, «чтобы вкусно было для детей и из своих продуктов». Тем, чему научит школа, ребята будут пользоваться во взрослой жизни. И касается это не только знаний, но и привычки правильно питаться.

Фото Артура Прупаса

Школьные коридоры в СШ № 1 Солигорска гудят словно ульи. Ребятишки толкаются, делают забеги на короткие дистанции, активно разминают после малоподвижного урока мышцы рук и ног. Заводим разговор с ребятами — хотим разузнать об их кулинарных пристрастиях. Все собеседники называют самые разные, порой экзотические, любимые блюда, но о школьных обедах плохо никто не отзывается. Единственное, высказывают некоторые пожелания. 

— Мне все нравится, — говорит одиннадцатиклассник Никита Овсянников. — Но знаю, что некоторые мои одноклассники хотели бы на обед есть и первые блюда.

— К качеству пищи нет претензий, но считаю, что неплохо было бы организовать двухразовое питание, — добавляет Елена Перемазова. — Мы, выпускники, иногда подолгу задерживаемся в школе.

— А почему бы не предложить ученикам на выбор хотя бы два блюда? — говорит семиклассник Кирилл Протащик. — Пусть ребята выбирают по вкусу.

Анастасия Галяс предлагает побольше давать фруктов, дескать, взяв то же яблоко в портфель, на перемене можно перекусить. А Екатерина Брановец считает, что составлять меню нужно с учетом пожеланий учеников и их родителей. 

Директор школы Валентина Каштальян охотно комментирует пожелания учеников:

— Первые блюда? Не проблема, если будут желающие, хотя в нашем буфете каждый может дополнительно взять суп. У нас работает совет по питанию, куда входят и учителя, и медицинские работники, и родители, поэтому эта проблема обсуждается глубоко и всесторонне. Два блюда на выбор? Пробовали. Иногда получалась неразбериха: вечером ребенок заказал одно блюдо, а к утру передумал, пожелал другое. К тому же мы руководствуемся примерным рационом, разработанным на научной основе специалистами районного управления образования. И вносить в него коррективы вряд ли есть смысл…

К слову, в день, когда мы заглянули в СШ № 1 Солигорска, давали шницель мясной рубленый, кашу гречневую, огурец, кекс, кофейный напиток. Цена — около 2 рублей. 

Заведующая столовой Светлана Мыслейко треть столетия работает в этой школе, знает не только секреты кулинарии, но и запросы, пожелания ребят и стремится выполнить каждое из них. У ребенка сахарный диабет? Ему будет поставлен отдельный стакан чая. Аллергия на рыбу? Подадут особое блюдо.

Конечно, всем не угодишь. Но в отходы в столовой СШ № 1 Солигорска попадает совсем немного. Светлана Федоровна листает книгу учета отходов: один день — 10, другой — 11 килограммов. Достойно похвалы — в иных школах чуть ли не треть продуктов после обеда остается на столах. Почему? 

Школьники нередко отмахиваются: «Ну этот суп, перекушу булочкой» или «Опять гречка — съем лучше бургер после уроков». Но и диетологи, и педиатры не устают напоминать: важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания. Что оно собой представляет?

Врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ангелина Мицкович рассказывает:

— В детском питании не применяются, например, острые приправы, такие как горький перец, хрен, уксус и продукты с его использованием — майонез, маринованные овощи, томатные соусы. Не используются костные бульоны, натуральный кофе, комбинированные жиры, жирные сорта мяса, закусочные рыбные консервы, различные копчености.

Специалист также говорит, что питание школьников должно быть щадящим по способу приготовления. Рекомендованы варение, тушение, приготовление на пару, запекание. Мясо, свежие овощи, фрукты, соки, молоко, кисломолочные продукты должны включаться в рацион ежедневно, а рыба, творог — два-три раза в неделю. Уже более 15 лет запрещены в учреждениях образования такие неполезные для здоровья продукты, как  чипсы, сладкие газированные напитки, изделия во фритюре. В прошлом году Министерство здравоохранения также выступило с инициативой по снижению в рационе школьников соли (на 30—35%) и сахара (на 20—25%).  

Все эти нормы в основном соблюдаются в школьных столовых. Вот, например, обед учащихся одной из школ в Островце Гродненской области во вторник на этой неделе: суп картофельный с горохом, жаркое по-домашнему с маринованным огурцом, компот из свежих плодов, хлеб ржаной. А вот что ели в среду в гимназии в Горках Могилевской области: на завтрак салат из капусты, макароны с сыром, кофейный напиток с молоком, хлеб ржаной, печенье; на обед — суп картофельный с рыбой, зразы рубленые, капуста тушеная, томаты свежие, сок, хлеб ржаной и пшеничный. Цена завтрака — 1,6 рубля, обеда — 1,9 рубля. 

Проблема только в том, что не всем детям такое простое и правильное питание нравится. 

— Больше всего школьники не любят гречневую кашу и овощные салаты, в частности, свекольный, — признается нам повар одной из школьных столовых. — Но что может быть полезнее для растущего организма?

Чтобы максимально обеспечить школьников горячим питанием и учесть их вкусовые предпочтения, приходится идти на уступки. Например, гродненская гимназия № 10 первой в области перешла на шведский стол. Начали со старшеклассников, так как они нередко отказывались от обедов из-за однообразного меню. Директор Елена Зинчук считает, что альтернативная система питания полностью себя оправдала:

— Цена свободного меню, в котором соблюдается принцип сбалансированности питания, кардинально не отличается от стандартного, но есть возможность выбирать от 3 до 5 вариантов блюд — горячих, закусок, десертов. 

Почему не всем детям нравится обычная еда в столовых? Дома школьники нередко едят по-другому. Родителям порой просто некогда стоять у плиты за готовкой рыбы на пару или запеканки с овощами. Во многих семьях стали нормой полуфабрикаты из магазина и фастфуд с доставкой. Благодаря способам приготовления и обилию добавок такая еда получается очень яркой по вкусу. Только со временем рецепторы ребенка забиваются, и обычная здоровая пища теряет для него вкус.  

Приучать к правильному здоровому питанию детей нужно с рождения. И это задача родителей, а не учителя. Да, он может ненавязчиво рассказать про вред сахара или о пользе гречки. Его миссия — давать знания. Но вот как эти знания претворяются в жизнь — дело родителей. Только у них есть право сказать «нет» очередной конфетке или порции картошки фри. Но и школьным столовым нужно, конечно, стремиться прививать детям интерес к здоровой пище. А для этого она должна быть не только полезной, но и вкусной.

В СТОЛОВОЙ ВСЕ РАВНЫ

Рацион школьного обеда для детей льготных категорий и их одноклассников теперь не отличается. Вопрос о разнице в подходах к обеспечению питанием учеников также был поднят недавно во время посещения Президентом Александром Лукашенко школы-новостройки № 93. До недавнего времени меню для льготных категорий детей и ребят, питающихся за счет средств родителей, в минских школах разнилось. Александр Лукашенко поручил разобраться в ситуации: все школьники должны быть в равных условиях. Чтобы выполнить поручение Президента и внести необходимые изменения, сотрудникам Комбината школьного питания, который занимается организацией питания почти всех столичных школ, хватило нескольких дней. 

Специалисты Главного управления торговли и услуг Мингорисполкома вчера провели мониторинг школьных столовых. «Установлено, что меню как для льготных категорий детей, так и питающихся за счет средств родителей идентично, и для льготных категорий детей также есть возможность свободного выбора», — отметили в управлении. 

Поручение Президента выполнено.

МНЕНИЕ


Алексей Редько, владелец и бренд-шеф кулинарной студии:

— Еще когда сам учился, обращал внимание, что школьная еда по сравнению с домашней более пресная. Но объективно здоровая пища не такая насыщенная по вкусу — пробуя ее, хочется больше соли, ярких специй. Рано вводить их в рацион детей может быть опасно. Одно дело, когда ты готовишь дома и можешь проследить реакцию ребенка на ту или иную специю. Другое — когда пытаешься накормить пятьсот детей в школе. У каждого свои вкусы, пристрастия, аллергии. В принципе, еда в столовых неплохая. Сын ходит в сад, и ему все нравится в питании. А вот дочка учится в 4-м классе, воротит носом, не всегда ее устраивают котлеты, каши, супы — то жестко, то клейко. И я понимаю, что из того же набора продуктов просто с большим вниманием можно приготовить блюда интереснее. Часто в столовых готовят по рецептам, разработанным еще в советское время. 

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
1
Загрузка...