Журналистика — дело сугубо творческое
02.08.2007 01:00:00
— Павел Изотович, с юбилеем! Помнится, в 2001 году, когда газета “Советская Белоруссия” еще без современной приставки “СБ” только начинала перестраиваться на новый формат, мы встречались с Вами для интервью. Тогда речь шла о множестве проблем и сложностей. Прошло уже достаточно много времени. Что из задуманного удалось сделать?
— Спасибо за поздравление. Cделать кое-что удалось, разумеется, не все и, может быть, не совсем так, как задумывалось. С той поры мы перешли на новый формат, новый дизайн. Если сравнивать с 2001 годом, то можно сказать, что читатель у газеты изменился, стал более молодым и требовательным. Когда-то “Советская Белоруссия” была ориентирована только на читателей старшего поколения. И для того чтобы привлечь нового читателя, сделать газету интересной для людей, живущих активной динамичной жизнью, пришлось несколько изменить стиль и методы работы. Одной из “реперных точек”, выражаясь по-военному, стал перевод акцента на человека, который покупает газету в киоске. Это человек более требовательный, тот, кто читает газету не на диване или за столом, а чаще всего в метро или автобусе, либо, торопясь на работу, за утренней чашкой кофе. Но в любом случае это тот читатель, который ценит свое время и постоянно находится в состоянии нормального “рабочего цейт-нота”. Следовательно, материалы должны были стать лаконичными, особой формы, для чего пришлось менять, если так можно сказать, “палитру жанров”, а заодно и дизайн газеты. Кроме того, для того, чтобы пользоваться популярностью, газета должна была отвечать вкусам самых разнообразных читателей. Поэтому мы решили перейти на новый формат А3 (формат “толстушки”). Материалы стали удобными для чтения, изменилась форма подачи, которая повлекла за собой изменения в содержательной части газеты. Основными жанрами стали авторские рубрики, интервью и своеобразный синтез факта и комментария. Газета стала мобильной, насколько это было возможно. Сегодня она дает исчерпывающее представление об информационной картине дня. “СБ” попыталась осуществить “экспансию” в регионы, но пока это удалось только в Гомеле — выпуск этот называется “Новости Гомельщины”. Почему мы остановились только на одном регионе? Полиграфические мощности в областях оставляют желать лучшего. А что касается самого выхода на регионы — это не ноу-хау, а проторенный путь всех качественных изданий.
И вторая очень важная часть, связанная с перспективой развития газеты, — борьба за внимание в виртуальном пространстве, Интернете. Вот только за полдня (поднимает пачку компьютерных распечаток) собраны отзывы читателей на публикации “СБ”. Три-четыре полосы каждый день приходит читательских мнений. В Интернете представлена не только “СБ”, но и все наши приложения: “Минск-таймс”, “Голас Радзімы” и журнал “Беларусь”. Это основные направления, по которым мы движемся. Конечно, хотелось бы больших результатов. Тираж у нас большой: 400 тысяч индивидуальных подписчиков, 10—12 тысяч розница. Ведомственная подписка, то есть полученная с помощью пресловутого “административного ресурса”, не так и велика для наших масштабов — прибавилось всего около 50 тысяч экземпляров. Но этот ресурс и есть дело идеологических структур, которые обязаны заботиться о подписках для юридических лиц. И даже если эти 50 тысяч отнять от нашего тиража, мало что изменится. Я говорю это, не пытаясь оспаривать чьи-то мнения по поводу “административного ресурса”. Как говорил классик: “И не оспаривай глупца”. Система хозяйствования в “СБ” такова, что на первое августа мы не взяли ни копейки из государственной казны. При этом заплатили налог больше 2 миллиардов рублей — это деньги для врачей, учителей, дворников и так далее. Кто может сказать, что мы сидим на шее у налогоплательщиков?!
— Павел Изотович, шесть лет назад мы с Вами говорили и об авторских колонках в газете, об их значимости. Вы тогда заметили, что такую колонку может вести только журналист-личность. И посетовали, что пока с личностями у издания негусто. Но сегодня в “СБ” авторские колонки уже есть. Скажем, “Мнения”... Значит, такие личности уже появились?
— Здесь есть предыстория. Я был вообще первым в стране журналистом, начавшим бороться за такую колонку на страницах газет. “Колонка Павла Якубовича” впервые появилась в “Народной газете”. И я очень благодарен тогдашнему редактору Иосифу Середичу, что он поддержал меня при большом сопротивлении “местного материала”. В нашей профессии главное — самовыражение, тем не менее коллеги очень не любят тех, кто “высовывается”. Но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Зная на личном опыте, как трудно пробиться на полосу с авторским материалом, предлагаю всем коллегам: возьмите себе колонку, возьмите авторскую рубрику. Очень неохотно берутся, поскольку и колонка, и авторский материал требуют, во-первых, большой самодисциплины, во-вторых, определенных профессиональных качеств, которые в общем-то в дефиците. Если, скажем, Таня Сулимова работает у нас как профессиональный, постоянно развивающийся публицист, то колонки других то появляются, то исчезают. А это плохой знак для читателя. Чтобы воспитать вкус к мыслительному процессу, с рубрикой, о которой вы говорили, я придумал некую искусственную модель, дающую возможность показать “товар лицом”. Полоса с тремя авторскими материалами, и каждый сотрудник воленс-ноленс должен принять в ней участие. Я не всегда доволен качеством этих материалов, но, думаю, делаю большое дело для коллег: увожу их от “газетчины”, от обязаловки, хочу привить склонность к креативности, научить понимать, что журналистика — дело сугубо творческое и индивидуальное. Очень надеюсь, что пройдет время и читатель будет ожидать на страницах газет материалы определенных авторов, их оценок. Моя мечта — придать журналистике ее основную сущность. Журналист своеобразен и интересен тогда, когда делает ставку на самого себя.
— В этом контексте давайте поговорим о состоянии современной журналистики. На мой взгляд, она стала очень информативной, но для публицистики остается все меньше и меньше места.
— Творчество и импровизация — основа успеха и продвижения. По большому счету, читателю совершенно безразлична статусность газеты: андеграундная она, государственная, частная или экономическая... Это читателя не занимает, если только он, как говорится, не работает классификатором. Ему важно читать ту газету, которая ему интересна, и о том, что интересно. Поэтому существует либо хорошая, либо плохая газета. Или, как говорят на современном жаргоне, “качественная” и “некачественная”. К сожалению, сегодня газеты поставлены в условия конкуренции с электронными СМИ — более оперативными, более эмоциональными, более выразительными. Поэтому газеты, которые “пешком” пытаются догнать этот самолет, теряют перспективу, сбиваются на скороговорку, и интерес к ним исчезает. Причем эта тенденция не только в Беларуси. Во Франции, например, все меньше газет ежедневных и все больше еженедельных, которые аккумулируют важнейшие события недели с комментариями. А вторая содержательная часть этих газет — они предсказывают предстоящие события. В эту борьбу включился и еще более мобильный и разнообразный Интернет. Поэтому газеты должны искать свое место и бороться за читателя более высоким уровнем осмысления жизни и интеллекта. Как это сделать — очень сложно сказать. У меня нет ни рецептов, ни панацей. Что касается нашего издания, то мы стремимся занять место в интеллектуальном пространстве — это та опора, которая есть у газеты “Беларусь сегодня”. Мы стремимся ее сохранять и соответствовать каким-то общественным ожиданиям.
— Во времена нашей с вами юности, Павел Изотович, когда я работала в “Чырвонай змене”, а Вы — в “Знамени юности”, и потом чуть позже существовало такое понятие, как журналистская солидарность. Тогда мы не называли ее корпоративной, поскольку и слова такого не знали. Но как-то время нас немного раскидало, и только благодаря юбилею “СБ” журналисты других изданий пришли к Вам за интервью. На Ваш взгляд, такая солидарность нам нужна сегодня, или это тот архаизм, рудиментный “хвостик”, который нужно отбросить. И каждому идти вперед, не оглядываясь на товарищей?
— В каком-то смысле журналистская Москва дает нам разнообразные ответы на этот вопрос: и позитивные, и негативные. Среди примеров есть и такой: журналисты соперничающих СМИ на страницах изданий и перед телекамерами могут между собой конкурировать чрезмерно эмоционально, позволять себе недостойные приемы, порой безжалостно относиться друг к другу и так далее. Но в жизни, за пределами редакций и телестудий это единая корпорация, это люди, которые дружат, имеют в большинстве своем нормальные человеческие отношения. Ну, разве что за стаканом могут похвастаться: “Вот, я — лучший!”. Во всяком случае, среди известных журналистов никто не считает, к примеру, Доренко врагом российского народа, а Леонтьева — апостолом духа и журналистики. Оценки могут быть разными, корпорация, особенно наша, на оценки богата. Но говорить, как в Беларуси — “я — честный”, “я — нечестный журналист”... Или как начинающая, ничего собой не представляющая журналистка заявить в профессиональном издании, что журналисты всех государственных изданий такие-сякие... Это смешно и грустно одновременно. Потому что в мире творчества, в мире журналистики постоянно происходит миграция — люди переходят из одной команды в другую, из одной музыкальной группы в другую, из одного театра в другой... И при этом сохраняют взаимное уважение, корректность и многое другое, чего у нас, к сожалению, ощущается дефицит. Потому что так же, как в газетном деле не существует ни передовых газет, ни андеграундных, и журналисты есть хорошие, квалифицированные, а есть начинающие и такие, из которых журналиста никогда не получится — ситуация житейская. Поэтому какой-то раскол в журналистском братстве, произошедший сегодня, основан на весьма и весьма прискорбных базовых вещах. Я неоднократно говорил руководителям творческих союзов, журналистских, БАЖ, в частности уважаемой Жанне Литвиной, что надо как-то эту ситуацию менять. Кроме “болотных огоньков”, не существует никаких реальных оснований у некоторых наших молодых и эмоциональных журналистов считать, что вот я, дескать, знаю Истину. Это просто глупо, это давно названо классиком “детской болезнью левизны”. Я надеюсь, что эта болезнь пройдет. Самое главное, чтобы было побольше хороших газет, интересных газет, чтобы было побольше журналистов хороших и разных, оригинальных журналистов. А уж кто там прав или не прав — жизнь сама постоянно расставляет оценки.
— Иногда журналисты уподобляются политикам: вот я знаю истину, идите за мной! Неприятно и смешно это слышать. Я вспоминаю Галича, который говорил: бойтесь тех, кто знает. Они опасны. Политикам свойственно говорить: поверьте мне, и я вас выведу на дорогу. А когда этим начинают заниматься журналисты, то это нелепое и жалкое занятие.
— Все СМИ, наша газета и Ваше издание в том числе, периодически получают из альма-матер — факультета журналистики Белгосуниверситета — некую порцию молодых кадров. Ротация в редакциях происходит неизбежно. Как сделать из них настоящих журналистов? И как это делаете Вы в своем издании, которому уже 80 лет и у которого есть традиции?
— Я вижу здесь проблему, которая должна постоянно решаться в ходе производства газеты и ее продвижения. Самое главное, чтобы журналисты знали, для кого они пишут. А если журналист не знает свою аудиторию, а исходит из собственных представлений о мире, то чаще всего это не только мешает ему самому, но и ставит газету в неловкое положение. Потому что если писать материал о проблемах производства, села, то совершенно естественно следует обходиться вполне ясной, определенной стилистикой. А стилистика музыкального обозревателя, который обращается к теме рок-н-ролла, вполне естественно будет неуместна в материалах на экономические темы, и наоборот. Поэтому в редакции есть журналисты, которые работают для людей традиционной аудитории, старшего возраста, и есть молодые журналисты, которые обращаются к своим сверстникам. Вместе с тем я стремлюсь к тому, чтобы в каждом материале было “послание” поверх этого барьера. То есть если это материал на экономическую тему, то мне очень бы хотелось, чтобы этот материал был одинаково интересен и специалисту компьютерных технологий, и специалисту сельхозпроизводства, и простому читателю, который ни к одной из этих корпоративных групп не принадлежит.
Эта задача очень сложная, и она решается в каждом конкретном случае, в каждом материале. Единственное, о чем я всегда прошу, чему учу и чего требую от своих коллег, чтобы в материале не было штампов. Потому что сегодня журналистика изобилует штампами, которые привнесли бойкие люди, не знакомые с хорошей литературой и приличной лексикой. Иначе говоря, неграмотные люди. Они заполонили эфир, работают ди-джеями на FM-станциях... Поэтому пестрят выражения типа “город над Бугом”. Если говорят что-то о человеке, то обязательно “легенда” — рок-н-ролла, 8-го класса, легендарный комбайнер: вместо автомобиля — “железный конь”.... Эти штампы кочуют от одного к другому, ломятся с экрана, льются с радиоточек. Штампы заменяют порой и мысль, и чувства, и делают похожей работу одного журналиста на работу другого, одну газету на другую. Я действую решительными методами. Все известные мне штампы выписал, повесил на стенде в редакции и ввел штраф за их использование. Таких штампов сорок или пятьдесят, постоянно кочующих. Но у нас в “СБ” их уже редко употребляют. Я рекомендую всем моим коллегам обратить очень серьезное внимание на эту проблему.
— Если вернуться к случившемуся юбилею, то в его контексте нельзя не вспомнить о ветеранах “Советской Белоруссии”. Вы с ними дружите, общаетесь?
— К сожалению, поколение журналистов-фронтовиков практически ушло. Жизнь немилосердна. В живых из наших бывших коллег по “Советской Белоруссии” остались двое — Африкан Литвин и Роман Ерохин. Есть ветераны “золотой эпохи” — зининской “Советской Белоруссии”. Для тех, кто уходил на пенсию из нашей газеты, мы делаем все, что можем. Помогаем им материально, приглашаем к себе, выписываем бесплатно наше издание. А те, кто недавно оформился на пенсию, либо продолжают работать в коллективе, либо просто приходят к нам. К юбилею многих из них мы попросили выступить на страницах “СБ”, например Александра Федоровича Градюшко, долгое время проработавшего заместителем главного редактора, нынешнего редактора “Вечернего Минска” Сергея Сверкунова, обозревателя вашей “Народной газеты” Николая Дыма. Мы привечаем всех, кто сердцем “прикипел” к нашей газете.
— “СБ” сейчас представляет собой своеобразный холдинг. У Вас есть “дети” — “Минск-ньюс”, “Голас Радзімы”, журнал “Беларусь”. И Вы же вместе с “Российской газетой” выпускаете приложение “Союз”. “Народная газета” тоже выпускает белорусско-российское издание “Союзное вече”. И вот что нас тревожит: у наших московских коллег просматривается одна тенденция — они пытаются найти “точки раздора”, фигурально выражаясь, пытаются “давить на газ”. Мы же, наоборот, ищем точки, сближающие нас, помогающие строить Союзное государство. На Ваш взгляд, Павел Изотович, союзная журналистика, если возможен такой термин, она какой должна быть?
— У нас точно такие же проблемы, потому что у нас официальная газета и “Российская газета” тоже официальное издание. Было очень важно удержаться от того, чтобы не артикулировать некоторые жесткие позиции. И я очень доволен, что “Российской газетой” руководит умница Владимир Фронин, который очень ответственно относится к сверхзадаче издания “Союз”. Вы о нем сказали очень точно: надо искать моменты, сближающие наши народы, наши государства, а не те, которые в конъюнктурных целях могут вызвать неприятие. Я очень благодарен Фронину, что, несмотря на определенное давление, в том числе и Газпрома, он не поддался искусу. Мы, обсуждая каждый номер, добились того, что наши читатели в России и Беларуси достойно, без всяких потрясений прошли этот достаточно сложный период. Все зависит от партнерского духа, от ответственности и от понимания того, что сиюминутность не есть компас отношений. Чтобы уровень нашего взаимного диалога сделать действительно конструктивным, не отступить от государственных принципов, которыми мы руководствуемся, мы решили, что ничего не может быть случайного в выпуске “Союз”. Поэтому все его номера тщательно оговариваются по телефону. Мы работаем с пониманием того, что делаем одно огромное дело, что за нами стоят читательские аудитории — несколько сотен тысяч человек. “Российская газета” очень своеобразная, ее читает служивый класс РФ, она работает с “руководящей” аудиторией, и очень важно, какие посылы она делает. Этот проект родился не для того, чтобы получать прибыль, он должен снимать недоразумения, доброжелательно объяснять суть, оставаться на принципиальных государственных позициях. Мы делаем все, чтобы убедить наших читателей: союз — это максимальное сближение наших стран, но на условиях равноправия и суверенности как России, так и Беларуси. В этом смысле мы общий язык и понимание находим. Наш проект не попал под влияние политиков — не стал органом ни “Единой России”, ни ЛДПР... Хотя господа из этих партий очень сильно прессинговали меня, предлагая стать соучредителями “Союза”. Мы смогли достойно дистанцироваться, и я думаю, что это хороший пример. У меня есть много претензий к нашим союзным телевизионным структурам, которые могли бы очень много сделать, но не делают. И к некоторым другим проектам. За спиной российского выпуска вашего “Союзного вече” маячит Дума. И белорусские парламентарии должны быть гораздо более активны во всем. Самый простой рецепт — самим корреспондировать, писать в газету. Суммируя, я скажу, что очень доволен тем, как сложились отношения между Фрониным и мной, и это сказывается на “Союзе”. Приложение очень сложно по тематике и по исполнению, но процентов 70 материалов готовится в Минске, они рассказывают российскому читателю объективно о том позитивном, что происходит в Беларуси.
— Павел Изотович, к многочисленным наградам “СБ” только что прибавилось Почетное государственное знамя Республики Беларусь. “Народная газета” поздравляет Вас лично и всех коллег из “СБ” с этим событием и с днем рождения газеты. Мы желаем всем интересных тем и благодарных читателей.
— Спасибо!