Поют и играют на инструментах почти 20 «веточек» семьи из Кобрина

Жизнь как по нотам

Несколько лет назад ученые открыли ген музыкального слуха. Они доказали: навык, на развитие которого одни тратят годы, другие получают с рождением. Наследует приятное качество лишь примерно один человек на десять тысяч. Могут ли счастливчики оказаться близкими родственниками? На этот вопрос генетика однозначного ответа не дает. Зато многочисленные родственники 68-летней кобринчанки Елены Букач скажут без колебаний: «Конечно, да!» Корреспондент «Р» подсчитала: около 20 «веточек» их фамильного древа поют и играют на различных инструментах.

Ансамбль «Магдалiна».

С песней по жизни 

Вам не послышалось. Елена Букач из Кобрина и около 20 ее близких родственников с музыкой не расстаются. Кто сделал им «прививку» любви к искусству? Считается, что папа нашей героини — Павел Иванович. В деревне Рыбная Кобринского района, где жил Павел Кириевский, шутили: гармонь была лучшим другом этого жизнерадостного человека. Ветеран Великой Отечественной войны видел реки крови, но сохранил душевность и доброту. Снег, дождь или зной — Павел Иванович имел в своей личной фонотеке мелодию под любое настроение. Супруга Мария Лукинична и их пятеро детей слушали папу и подпевали ему. Больше всего нравилось отцовское занятие Леше и Лене. 

После школы Елена подумывала поступать в музучилище в Гродно. Не прошла по конкурсу. Неожиданно подвернулась интересная работа в сельской библиотеке в Гайковке. Здесь девушка познакомилась с будущим мужем. Свадьба. Дети. Какая там музыка? Да самая настоящая! Елена Павловна листает альбом с фотографиями и останавливается на черно-белом снимке. Портрет девушки на сцене:

Семья Павла и Марии КИРИЕВСКИХ.
— Мое первое серьезное выступление в Минске. Было это в середине 1970-х. Наша семья уже переехала в райцентр, а я работала продавцом в городском универмаге. Воспитывала четверых детей, участвовала в самодеятельности. Солисткой ездила на Всесоюзный фестиваль молодежи, который проходил в столице БССР. 

К созданию собственного коллектива Елена Букач пришла тридцать лет назад. И вот при Доме культуры в Магдалине Кобринского района появился народный клуб любителей фольклора «Магдалiна». 25 лет назад по инициативе Елены Павловны там же прошла первая репетиция народного ансамбля песни и музыки «Заранiца». 

— Что бы мы делали без музыки? — прерываю летописание побед «Заранiцы» и «Магдалiны».

Собеседница призадумалась. Но молчит она не потому, что теряется с ответом. Елена Павловна просто строит в воображении последствия «культурной катастрофы»:

— Музыка должна быть. Она поднимает настроение. Это особый способ общения, который у человека нельзя отнимать.    

На генном уровне

Более десяти лет за штурвалом народного самодеятельного коллектива «Магдалiна» дочь Светлана. Дочь Наталья руководит образцовым ансамблем песни и музыки «Таўкачыкі» в Кобрине. Брат Алексей Павлович неразлучен с баяном, пишет песни. Сестра Надежда Павловна поет. Пальцев обеих рук не хватает, чтобы перечислить внуков, которые отучились или учатся музыкальной грамоте в профильных учреждениях образования. Кто в родном Кобрине, кто в Барановичах, в Бресте или в Минске. Кто-то уже работает. Например, 24-летний Авдий с «музыкальным» дипломом устроился аккомпаниатором в Доме творчества юных в Кобрине.  

Про ген музыкального слуха Елена Павловна не слышала. Феномен певучести в их семье объясняет «издержками» воспитания. Кто знает, может, любовь к вокалу и игре на музыкальных инструментах хранится в спирали ДНК, но в доме Букачей творчеству — пение это или танцы — учат личным примером. Старшая дочь Светлана вспоминает, когда и почему покорилась красоте вальса:

— В детстве я долго жила у своей двоюродной глухонемой бабушки Степаниды. Как-то она взяла меня под руки и закружила в вальсе. Удивительно, ведь она научила меня танцевать, не слыша музыку, подчиняясь лишь внутреннему, известному только ей ритму. 

Так повелось в семье Елены Павловны, что дети с малого возраста вместе с родителями учат октавы, ходят на репетиции, ездят по фестивалям. А внучка Машенька, конечно же, не помнит, как бабушка однажды вместе с ней, еще младенцем, вышла на сцену. Кобринчанка распевалась за кулисами с ребенком на руках, а полугодовалая малышка начала в такт агукать. Елена Павловна рискнула выйти на сцену… в дуэте. Зал растворился в улыбке. Сейчас Маше уже девять. Девочка учится в кобринской школе искусств.    

Культурная династия Букачей восхищает разветвленностью творческой «кроны» генеалогического древа. Причем замечу: подрастающее поколение тоже задействовано в народных коллективах. Ребята участвуют в реконструкции старинных местных обрядов, поют «бабушкины» песни, создают музсопровождение на цимбалах и баяне. Почему трое сыновей Светланы, несмотря на приверженность к рок-музыке, уважают мамины фольклорные «перформансы»? Объясняет мама:

— Когда народную музыку исполняет профессионал, любой подросток заслушается. Загвоздка в том, что молодежь хочет современного прочтения народного творчества, поэтому мы должны учиться преподносить родную культуру в удобном для нее формате. Уверена, если виртуоз-гитарист положит на новый лад обычную польку, получится хит.  

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото автора и из архива собеседников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter