«Жировка» умножения
04.03.2010
В Могилеве самым дисциплинированным плательщикам коммунальных услуг выдают денежные призы и предоставляют скидки
За коммунальные услуги в городской квартире я стараюсь рассчитываться своевременно.
— Это хорошая привычка, — говорит директор Могилевского коммунального унитарного предприятия «Центр городских информационных систем» Александр Селезнев. — У некоторых могилевчан, злостных неплательщиков, уже набежало пени по миллиону рублей и больше. А ведь рано или поздно задолженность в полном объеме придется погашать.
В центре информационных систем, который отслеживает поступления денежных средств за коммунальные услуги, обеспокоены недисциплинированностью многих нанимателей и собственников жилых помещений, их отношением к расчетам. Ведется настоящая борьба с закоренелыми неплательщиками. В которой все средства хороши, в том числе — агитации.
Например, в центре Могилева на большом светодиодном экране ежемесячно по 340 (!) раз в день призывают горожан к свое-временной оплате коммунальных услуг. Напоминания-предупреждения многократно звучат по радио, местному телевизионному каналу.
— Все специалисты центра, — рассказывает заведующий сектором организационно-кадровой работы Александр Мазок, — закреплены за улицами и даже конкретными домами. Они постоянно отслеживают, как жильцы рассчитываются за коммунальные и иные услуги, принимают в отношении неплательщиков оговоренные законом меры воздействия, вплоть до передачи дела в суд.
Однако работники центра ставят перед собой задачу не только добиться погашения задолженности, но и установить причины, порождающие ее. Одна из основных — отсутствие у человека работы.
— Пойдешь в городской центр занятости населения, — жаловался должник со стажем Василий Намедников, — получишь направление на трудоустройство, а когда придешь по направлению, получаешь от ворот поворот: мол, уже не нуждаемся в работниках.
Подобное слышишь и от других неплательщиков. Особенно трудно устроиться на работу людям предпенсионного возраста. Но для Василия Намедникова слово «безработный» в прошлом. Он уже трудится на одном из строительных объектов областного центра. Помог в этом центр городских информационных систем. И не только Василию Намедникову, но и его брату Леониду, многим другим должникам.
Оказание помощи в трудоустройстве неплательщикам с большой суммой задолженности — одна из основных задач центра информационных систем. Но есть условие: 2/3 суммы начисленной зарплаты организация, где работает должник, удерживает на погашение задолженности.
— Такой вариант, — говорит Василий Намедников, — нас с братом вполне устраивает. Появилась возможность рассчитаться за коммунальные услуги.
Ныне сотрудники центра заняты активным поиском организаций и учреждений для определения на работу других должников, которые также изъявили желание потрудиться на предложенных им условиях.
В центре также родилась идея проведения рекламной игры «Самый дисциплинированный плательщик жилищно-коммунальных услуг года». Разработали соответствующие правила, зарегистрировали и утвердили их в Министерстве торговли Беларуси.
Значимую часть расходов по организации игры взял на себя (из чистой прибыли) центр. Не остались в стороне предприятия и организации — поставщики коммунальных и иных услуг, не менее заинтересованные в свое-временных платежах. Призовой фонд игры в 2009 году составил 7,1 миллиона рублей.
Участниками игры могут быть наниматели (собственники) жилых помещений, обслуживающиеся в единой городской системе расчетов, самые дисциплинированные плательщики.
В прошлом году игру провели в пяти номинациях. В одной из них разыгрывалось 30 призовых сумм по 70 000 рублей среди плательщиков, которые на 1 июня не имели текущей задолженности по коммунальным и иным платежам. Они также производили авансовые платежи до конца текущего месяца в размере не менее 80 процентов от погашения суммы.
При этом обязательным условием была оплата коммунальных услуг с помощью пластиковых банковских карточек.
— Обязательное требование, — говорит ведущий юрист-консультант Инна Кучинская, активно участвовавшая в разработке игры, — ежемесячная оплата путем добровольного удержания суммы платежей из заработной платы.
Самое большое количество розыгрышей (40 призовых сумм по 70 000 рублей) было в четвертой номинации. На такое поощрение предоставили возможность претендовать жильцам, которые на 1 июня не имели задолженности, ежемесячно с 1 июня 2009 года по 15 января 2010-го производили оплату жилищно-коммунальных услуг в полном объеме не позднее 15-го числа месяца.
В пятой номинации разыгрывалось два поощрительных приза в размере 120 000 рублей плательщикам, имеющим самую большую предоплату на начало месяца в период с 1 июня прошлого по 1 января нынешнего года.
В числе победителей игры «Самый дисциплинированный плательщик жилищно-коммунальных услуг-2009» оказались сто могилевчан. Все призовые суммы в течение десяти дней перечислены на их лицевые счета.
Оправдывает ли себя рекламная игра?
— Безусловно, — заключает Александр Селезнев и приводит следующие данные: если в 2008 году на приз «Самый дисциплинированный плательщик жилищно-коммунальных услуг года» было 7530 претендентов, то в 2009 году их число удвоилось. Увеличивается количество жильцов, стремящихся произвести оплату в срок до 15-го и 20-го чисел месяца. А чем раньше поступят деньги на счета поставщиков жилищно-коммунальных и иных услуг, тем быстрее, эффективнее они будут использованы на развитие коммунального хозяйства.
Мы также предоставляем лучшим плательщикам 5-процентную скидку на компьютеры и ноутбуки в сети компьютерных магазинов, а также уникальную возможность поздравить родных на городском светодиодном экране с 21-процентной скидкой.
Чтобы воспользоваться предлагаемой возможностью, нужно всего лишь предъявить квитанцию о своевременной оплате коммунальных услуг. Желающих оказалось немало.
На снимке: в расчетно-кассовом центре.