Жалоба на колесах, или Как наказать дорожного нарушителя
30.11.2007 01:00:00
Эту картину мне пришлось наблюдать, находясь в пробке
на шоссе Энтузиастов в Москве. Наша машина стояла метрах в пяти, и все “реалити-шоу” мы наблюдали, можно сказать, из партера. Впечатлило. В Беларуси подобных аттракционов на дорогах я, к счастью, не видел, но примеров различных конфликтов более чем достаточно. Условно их можно разделить на две категории: водитель—пешеход и водитель—водитель. Что делать в подобной ситуации и можно ли наказать явного нарушителя правил дорожного движения, если рядом нет сотрудника Госавтоинспекции? В этом мы и попытаемся разобраться.
Водитель—пешеход
Жаловаться у нашего человека вроде как не принято... было. Теперь этот комплекс начинает потихоньку исчезать. По крайней мере, с десяток толстенных папок с жалобами участников дорожного движения, которые мне показали в столичной госавтоинспекции, явно об этом свидетельствуют.
Как нетрудно догадаться, пешеходы чаще всего жалуются на то, что какой-то водитель не пропустил на пешеходном переходе, тем самым создав аварийную обстановку.
“Я переходил дорогу на разрешающий сигнал светофора на пересечении улицы В.Хоружей и Старовиленского тракта, где был чуть не сбит “Газелью”, которая, несмотря на запрещающий сигнал светофора, не остановилась и меня не пропустила. Есть свидетели”.
“На выезде из Минска я с двумя девушками и другом переходил дорогу по пешеходному переходу. Приближающийся со стороны города “Опель” не затормозил, чтобы нас пропустить, а прибавил скорость и, когда мы подходили к середине дороги, резко нас объехал, чуть не задев. Прошу принять меры административного воздействия к водителю”. (Следует отметить, что во всех заявлениях необходимо указывать, не только марку, но и номер машины).
Вот еще примеры жалоб, типичных для всех населенных пунктов Беларуси. “Каждый вечер водитель автомобиля паркует его на тротуаре возле дома. В результате пройти по тротуару, особенно с детской коляской, практически невозможно. На замечания жильцов дома он не реагирует”.
“Припарковать машины возле домов на улице Немига проживающим там гражданам практически невозможно. Двор превращен в проезд. Некоторые водители паркуют свои транспортные средства и на пешеходном переходе”.
Часто пешеходы жалуются, когда проезжающие автомобили обливают их грязью в плохую погоду. Надо сразу отметить, что это не нарушение правил. Но владельца такого автомобиля установить все равно возможно, главное — запомнить номера и чтобы были свидетели. Потом можно подавать в суд на возмещение материального (если пострадала одежда) и морального (просто обидно) ущерба. Главное — доказать, что водитель сделал это умышленно. Правда, функции Госавтоинспекции в этом случае ограничиваются лишь установкой личности автовладельца (это могут сделать и в любом отделении милиции). Меру наказания уже будет устанавливать суд. Если же речь идет о наказании именно за нарушения ПДД, то здесь ГАИ имеет все полномочия.
Водитель — водитель
Что касается конфликтов из категории водитель—водитель, то тут дело доходит до абсурдных ситуаций. Это даже не проблема нарушений правил, а проблема поведения на дороге, культуры человека. Здесь речь идет уже не только о моральном и материальном ущербе, но и о возможных жертвах.
Многие жалобы связаны с так называемыми водительскими “закидонами”. Например, человек пишет заявление, что ехал по Минской кольцевой дороге по крайней левой полосе движения с разрешенной там скоростью 90 километров в час. Вначале едущий сзади водитель мигал фарами и сигналил, потом обогнал его и начал создавать аварийную обстановку. Водители со мной согласятся, что подобная ситуация очень напрягает участников дорожного движения. Если свободны первая и вторая полосы, нужно ехать по ним. Третья полоса предназначена для обгона. За границей это давно уже все поняли и в крайний левый ряд просто так не лезут. У нас же некоторые считают, что если двигаются с соблюдением скоростного режима, то могут ехать по третьей полосе.
Естественно, в таких случаях на “хвосте” у тихохода появляется желающий ехать быстрее, пускай с допустимой скоростью 99 километров в час. Он начинает мигать фарами и сигналить. Бесполезно. Тогда водитель обгоняет упрямца справа, потом перестраивается обратно в левую полосу уже перед тихоходом и начинает его “учить”: наберет скорость, притормозит, создавая оставшемуся сзади аварийную обстановку. И так несколько раз. “Самое страшное — это так называемый “воспитательный” процесс, — считает начальник отделения агитации и пропаганды управления ГАИ города Минска Жанна Тройно. — К сожалению, подобные ситуации возникают наиболее часто. Конечно, после полученной жалобы мы вызываем и наказываем того, кто создавал аварийную обстановку, но, на мой взгляд, тут виноваты оба водителя”.
Вот еще жалоба из серии типичных. “На Логойском тракте автомобиль “Ауди” обогнал меня, совершив на огромной скорости опасный маневр. Было видно, что его скорость движения намного превышала допустимые 60 километров в час. Этот маневр привел бы меня к ДТП, если бы я вовремя не среагировал, резко не затормозил и не перестроился в другой ряд. Нарушитель поехал дальше в сторону Боровлян, перестраиваясь из полосы в полосу в шахматном порядке и создавая помехи для других водителей”. В итоге “шмель” (так называют подобных водителей) на “Ауди” был привлечен к административной ответственности.
А вот классика. “Неожиданно из крайнего левого ряда без включения поворота прямо передо мной во второй ряд перестраивается “Мерседес” и сразу резко тормозит. Я был вынужден мгновенно отреагировать, чтобы избежать ДТП. Через несколько минут я видел, как водитель этой машины неадекватно себя вел при пересечении следующего перекрестка”. Наказание и тут нашло нарушителя — он получил административное взыскание.
Соврать нелегко
Как уже говорилось, наличие свидетелей происшествия помогает наказать виновного. При этом следует знать, что свидетельство — это уже документ. Это серьезно и не анонимно. Известны случаи, когда так называемые свидетели за дачу ложных показаний привлекались к административной ответственности. Правда, это касалось не жалоб, а серьезных ДТП с материальным ущербом. Виновник аварии приглашал своего друга, брата, свата, чтобы тот подтвердил его правоту. Якобы он проходил мимо, все видел и т. д. Штраф за лжесвидетельство предусмотрен до 50 базовых величин.
“Со вступлением в силу нового Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях поводом для начала административного процесса может служить заявление гражданина, — говорит Жанна Тройно. — При этом он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. ГАИ реагирует на все обращения, и виновные привлекаются к административной ответственности. В большинстве случаев водитель осознает свою вину. Мы принимаем во внимание раскаяние и наказываем его по минимуму.”
Как рассказали дознаватели ГАИ, даже при отсутствии свидетелей добиться справедливости вполне возможно. Это только кажется, что соврать о своей непричастности легко. Но на самом деле виновному очень трудно вести себя адекватно. Кроме того, несложно узнать, где водитель работает, проследить его дорогу на работу и выяснить, мог он проезжать то место, где произошел инцидент, или нет. К тому же существует масса оперативных уловок, которые выведут нарушителя на чистую воду.
Следят за порядком на дорогах на только сотрудники ГАИ, но и другие службы милиции. Помогают приборы видеофиксации. Поэтому, как правило, нарушения не остаются безнаказанными.