Энергетики ТЭЦ-4 объяснили, почему жители ряда минских микрорайонов чувствуют запах мазута

Завядшая роза ветров

Вот уже несколько дней жители минских микрорайонов Сухарево, Запад и Юго-Запад жалуются на резкий химический запах. Народная молва тут же связала это явление с работой местной ТЭЦ-4. Некоторые даже выдвинули предположение, что энергетики жгут старые автомобильные покрышки. Так или иначе, корреспондент «Р» решила держать нос по ветру и отправилась на теплоэлектроцентраль.

На ТЭЦ-4 объяснили, почему жители ряда минских микрорайонов чувствуют запах мазута.
 
Минская ТЭЦ-4 встречает нас совсем заснеженным фасадом и плотным кольцом запаркованных вокруг административного здания машин. На крыльце дышится легко. Запах начинает появляться, когда проходим вглубь на территорию предприятия, минуя проходную. 

— Это запах мазута. Именно на него жалуется население, — начинает мини-экскурсию директор предприятия Михаил Белый. — Сейчас я вам покажу приемно-сливное устройство, куда нефтеперерабатывающие заводы привозят нам это топливо. 

Каждый груз сопровождается паспортом, где указаны основные эксплуатационные характеристики. Но и это не все. Качество мазута проверяется дважды, поскольку контроль осуществляет и местная аккредитованная лаборатория. Максимальный груз, который единовременно может принять предприятие, — 50 цистерн, каждая из которых весит до 60 тонн. А дальше начинаются технологические процессы, поясняет Михаил Белый.

— Мазут имеет свойство застывать уже при температуре +9 °С. Чтобы его слить из цистерн, а сливается он самотеком в специальные приемные лотки под рельсами, прежде следует его разогреть. Для этого через специальное устройство в цистерну подается пар температурой до 100 °С. После этого специальными насосами мазут закачивается на хранение. Оттуда при необходимости он после очередного разогрева по мазутопроводам отправляется в цеха. 

Михаил Белый напоминает: основное топливо, на котором работает ТЭЦ-4, — это газ. Мазут — вариант резервный. То есть если вдруг случаются перебои с газом, станция должна немедленно перейти на альтернативу. Поэтому мазут всегда готов к сжиганию. Но перейти без каких-либо причин с одного топлива на другое невозможно. Каждый такой переход должен быть обоснован и согласован с целым рядом министерств и ведомств. Сжигание мазута идет только с разрешения РУП «Минскэнерго», уточняет Михаил Белый.

— Я лично не имею права сжечь ни одной тонны. Даже если речь идет о каких-то испытаниях, я должен получить на это разрешение. 

Так чем же топила ТЭЦ-4 в этом году? Здесь не скрывают: с 8 по 28 января использовался мазут. Сейчас вновь перешли на газ. Но это совсем не означает, что вопросы по запахам прекратятся. Хотя бы потому, что этот процесс к запахам никакого отношения не имеет. Процесс сжигания закрытый, а образующиеся выбросы не превышают предельно допустимых концентраций и контролируются в режиме онлайн, говорит Михаил Белый.

— В числе постоянно контролируемых параметров такие показатели, как СО, NOх (оксиды азота), SO2 (диоксид серы). Контроль ведется не только нашей лабораторией, но и лабораториями города. Пока шло сжигание мазута, могу уверенно заявить: ни одного норматива мы не превысили. Более того, такой показатель, как СО, в числе наших выбросов вообще равен нулю. 

А вот неприятные запахи, по словам специалиста, связаны именно с завозимым топливом. И даже не столько с ним, сколько с аномально теплой зимней температурой и розой ветров. Потоки воздуха разносят запахи на дальние расстояния. Будь зима снежной и холодной, как в минувшие годы, никого из жителей города ситуация на ТЭЦ-4 и не беспокоила бы. А сейчас картина совершенно иная. Кстати, на предприятии анонсируют: здесь ожидают очередную поставку мазута. Так что, не изменись в ближайшее время погода, проблема запахов может повториться. 

Говоря о качестве поступающего на предприятие мазута, отмечает Людмила Нечаева, заместитель начальника химического цеха — начальник по водохимическому режиму ТЭЦ-4, замечаний за время работы лаборатории не было. 

— Характеристики, указанные в договорах, паспортах качества, которые поступают с завода-производителя, соответствуют действительности и нормам.

Что же касается технологий, которыми пользуются на ТЭЦ-4, заверяет Михаил Белый, они самые современные:

— Альтернатив тем технологиям, которые мы используем на ТЭЦ-4, в мире не существует. Проблемы с запахами есть во многих странах. Над ними работают ученые. 

arteaga@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter