Как нам развить туристический потенциал страны?
19.05.2017 11:22:07
Сегодня мы все активнее учимся зарабатывать на туризме. С этого года введен пятидневный безвизовый режим посещения нашей страны для иностранцев. Президент в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию отметил, что наши двери открыты для всех желающих приехать и посмотреть на нашу страну. По данным Национального статистического комитета, в прошлом году численность организованных туристов и экскурсантов, посетивших Беларусь, составила 217,4 тысячи человек. Этот год должен дать лучшие показатели. Но реализуется ли сегодня туристический потенциал нашей страны на полную мощность или что-то мешает ему развиваться? Возможно ли вывести его на новый качественный уровень в ближайшее время? Что еще нам необходимо предпринять для привлечения туристов? На эти вопросы мы попросили ответить наших экспертов.
Их пример — другим наука
Дмитрий Решетников, заместитель декана факультета международных отношений Белорусского государственного университета, кандидат географических наук, доцент
У нас появляются новые туристические объекты, куда с радостью приезжают белорусы, куда не стыдно привезти иностранных гостей. На севере страны появился яркий современный комплекс “Красный Бор”. “Наносы-Новоселье” открылись на Нарочи. На Столбцовщине — Парк-музей интерактивной истории “Сула”. Инвесторы изначально понимали, что это не те объекты, которые окупятся в течение двух-трех или даже пяти ближайших лет.
Но эти люди хотят оставить после себя след на земле, как это ни высокопарно звучит. Это здорово, что у нас есть такие бизнесмены. Их можно назвать романтиками. У них есть понимание: я на свои заработанные не в туристической сфере деньги, что важно, могу построить на Нарочи шикарный комплекс. Открываются новые агроусадьбы и частные гостиницы. Могу вспомнить, например, “Кронон Парк Отель” под Гродно. За успешные для наших санаториев 10—15 лет на Гродненщине вырос “Альфа Радон”, в Глубокском районе — “Плисса”. Для инвесторов сигналом стал постоянный спрос: в последнее время до 200 тысяч россиян в год приезжает в наши санатории. Много объектов построено частными инвесторами, то есть не на бюджетные деньги.
Благодаря тому, что государство в свое время помогло создать льготные условия для агроэкотуризма, сегодня мы имеем более двух тысяч усадеб. Иногда сталкиваешься со стереотипом, будто сельский туризм развивается только из-за того, что там нет налогов и все это очень легко и просто. Это не так. На самом деле там десятки авторских проектов с очень интересным дизайном, авторскими творческими программами, национальной кухней, самыми разными изюминками... Примеров много. Без моря, без гор наши трудолюбивые талантливые люди делают достойный туристический продукт. В этой сфере есть и своя “подушка безопасности”. Каждый владелец усадьбы понимает: если бизнес не пойдет, он может оставить дом детям, семье. С туристическими крупными объектами риски уже другие...
Конечно, есть определенная поддержка, есть Указ Президента № 371 2006 года о налоговых льготах. Но есть еще и нереализованные планы. Ждем, что зона Августовского канала станет лучше, чем сегодня. На вопрос, почему на Нарочи, на Браславских озерах, на Августовском канале, возле жемчужины Полесья Пинска и его окрестностей нет большого количества отелей, баз отдыха, пансионатов, можно ответить так: частному бизнесу нужны истории успеха.
Пока есть определенная осторожность малого и среднего бизнеса. Сначала они хотят увидеть: будет ли в данной местности постоянный туристический поток? В Мяделе на берегу озера стоит недостроенная гостиница. Несколько лет она законсервирована, и такой пример, безусловно, не внушает оптимизма тем частным инвесторам, которые задумываются: а что ждет меня? Наверное, если у кого-то иссякают силы, у государства, у местных властей есть возможность помочь, чтобы завершить начатое. Иногда нужна кредитная поддержка. Семья гродненского предпринимателя Виктора Барташевича уже несколько лет восстанавливает заброшенную усадьбу Святск Гурских, которая может стать одним из самых востребованных объектов в районе Августовского канала. Вложили уже немалые деньги. Дай Бог, чтобы у них не опустились руки. Но если такие проекты не заканчиваются успехом, то 10—20 человек, которые живут в этом регионе, подумают: раз произошел провал у опытного предпринимателя, почему должно получиться у меня? Лучше я тоже не буду рисковать.
Надо понимать, что в туристической сфере у нас достаточно сильные конкуренты. Все соседние страны очень интересные. Польша с морем на севере и горами на юге, с многовековой историей, уникальной природой и знаменитыми на весь мир людьми, такими как Николай Коперник, Мария Склодовская-Кюри, Фредерик Шопен... Есть что предложить приезжим Литве, Латвии, Эстонии, Украине, России.
Может быть, с небольшим запаздыванием, но мы делаем правильные шаги. Упрощение визового режима не даст быстрого притока туристов. Их количество не увеличится за год или два в два-три раза. Но в любом случае это позитивные изменения. Нам нужно понимать, что конкуренция очень высока. В той же Польше или Литве огромное количество гостиниц. Эти государства живут в едином безвизовом пространстве Евросоюза. И нам не всегда просто конкурировать.
Думать не только о прибыли
Алла Летяго, менеджер по корпоративным коммуникациям
Туристическая отрасль нашей страны в последние несколько лет стала интенсивно развиваться: появляются новые маршруты, актуальные музейные экспозиции, улучшаются условия отдыха и досуга как для наших граждан, так и для гостей страны. Также упрощается въезд на территорию Беларуси для иностранных туристов.
Конечно, помочь развитию туристического потенциала могут не только органы государственной власти, министерства и ведомства, принимая решения, улучшающие условия посещения Беларуси. Бизнес также может повлиять на привлечение туристов, которые интересуются нашим наследием, историей, культурой, альтернативными видами отдыха, развлечениями “со смыслом”.
В 2012 году в здании “Оливарии”, на одном из старейших действующих производств страны с богатым уникальным наследием, связанным с личностью знаменитого мэра Минска графа Чапского, был создан единственный у нас музей пивоварения. Уникальность его заключается в сочетании действующего производства с его размещением в историческом здании XIX века. Музей стал одним из первых центров промышленного туризма в стране, его с удовольствием посещают туристы из разных государств. Со времени его открытия годовая посещаемость экскурсий значительно возросла: в 2016 году здесь побывало почти 5500 человек, что выше первоначальной цифры в 2,5 раза.
При развитии туризма важно ориентироваться не только на внутренний потенциал, но и на зарубежных гостей. На данный момент белорусы составляют примерно 70% посетителей музея “Оливария”, остальные 30% — это иностранцы, для которых экскурсии могут проводиться на английском языке. Постоянный поток посетителей идет из России. Примерно 40% туристов — это организованные группы, поэтому предприятиям важно наладить сотрудничество с туристическими агентствами, присутствовать в каталогах и на туристических сайтах в интернете.
Бизнес может и должен активно участвовать в жизни городов. Это также будет способствовать привлечению приезжих. Таких примеров немало. Это касается восстановления наследия графа Чапского, реконструкции исторического комплекса на “Острове радости” в его родовом имении Станьково. Теперь любой желающий может отдохнуть в реконструированной ротонде, прогуляться по берегу водоема, полюбоваться закатом на пристани.
В прошлом году в Минске впервые за долгое время благодаря помощи бизнесменов прошел европейский фестиваль “А-фест”, который собрал в Лошицком парке около 80 тысяч человек. Такие масштабные мероприятия способны привлекать туристов не только из белорусских городов, но и из стран-соседок: России, Украины, Польши, Литвы и др. У фестиваля была своя особенная и неповторимая атмосфера, все посетители отдыхали культурно и по-европейски, со вкусной едой под современную музыку.
Нынешний год также обещает быть богатым на культурные события, участие в организации которых принимают деловые круги: 8 апреля в Верхнем городе Минска прошел фестиваль уличной музыки Karol Jan Open Air. Опен-эйр собрал 15 уличных стрит-бэндов, которые выступали на трех сценах до самого вечера. Гостей также “разогревали” специальные музыкальные миксы от баров самой тусовочной улицы города Зыбицкой и первое в Беларуси стрит-караоке. Послушать музыку под открытым небом пришли не только минчане, но и гости города, которые без устали пели и танцевали на брусчатке Верхнего города на протяжении 7 часов.
Все эти инициативы иллюстрируют интерес как жителей Беларуси, так и иностранцев к подобным культурным событиям. А это значит, что потенциал для развития и внутреннего, и въездного туризма у нас есть. Бизнесу нужно выбирать правильные и актуальные инструменты для привлечения гостей, грамотно продвигать свои инициативы и, главное, любить свое дело.
Их пример — другим наука
Дмитрий Решетников, заместитель декана факультета международных отношений Белорусского государственного университета, кандидат географических наук, доцент
У нас появляются новые туристические объекты, куда с радостью приезжают белорусы, куда не стыдно привезти иностранных гостей. На севере страны появился яркий современный комплекс “Красный Бор”. “Наносы-Новоселье” открылись на Нарочи. На Столбцовщине — Парк-музей интерактивной истории “Сула”. Инвесторы изначально понимали, что это не те объекты, которые окупятся в течение двух-трех или даже пяти ближайших лет.
Но эти люди хотят оставить после себя след на земле, как это ни высокопарно звучит. Это здорово, что у нас есть такие бизнесмены. Их можно назвать романтиками. У них есть понимание: я на свои заработанные не в туристической сфере деньги, что важно, могу построить на Нарочи шикарный комплекс. Открываются новые агроусадьбы и частные гостиницы. Могу вспомнить, например, “Кронон Парк Отель” под Гродно. За успешные для наших санаториев 10—15 лет на Гродненщине вырос “Альфа Радон”, в Глубокском районе — “Плисса”. Для инвесторов сигналом стал постоянный спрос: в последнее время до 200 тысяч россиян в год приезжает в наши санатории. Много объектов построено частными инвесторами, то есть не на бюджетные деньги.
Благодаря тому, что государство в свое время помогло создать льготные условия для агроэкотуризма, сегодня мы имеем более двух тысяч усадеб. Иногда сталкиваешься со стереотипом, будто сельский туризм развивается только из-за того, что там нет налогов и все это очень легко и просто. Это не так. На самом деле там десятки авторских проектов с очень интересным дизайном, авторскими творческими программами, национальной кухней, самыми разными изюминками... Примеров много. Без моря, без гор наши трудолюбивые талантливые люди делают достойный туристический продукт. В этой сфере есть и своя “подушка безопасности”. Каждый владелец усадьбы понимает: если бизнес не пойдет, он может оставить дом детям, семье. С туристическими крупными объектами риски уже другие...
Конечно, есть определенная поддержка, есть Указ Президента № 371 2006 года о налоговых льготах. Но есть еще и нереализованные планы. Ждем, что зона Августовского канала станет лучше, чем сегодня. На вопрос, почему на Нарочи, на Браславских озерах, на Августовском канале, возле жемчужины Полесья Пинска и его окрестностей нет большого количества отелей, баз отдыха, пансионатов, можно ответить так: частному бизнесу нужны истории успеха.
Пока есть определенная осторожность малого и среднего бизнеса. Сначала они хотят увидеть: будет ли в данной местности постоянный туристический поток? В Мяделе на берегу озера стоит недостроенная гостиница. Несколько лет она законсервирована, и такой пример, безусловно, не внушает оптимизма тем частным инвесторам, которые задумываются: а что ждет меня? Наверное, если у кого-то иссякают силы, у государства, у местных властей есть возможность помочь, чтобы завершить начатое. Иногда нужна кредитная поддержка. Семья гродненского предпринимателя Виктора Барташевича уже несколько лет восстанавливает заброшенную усадьбу Святск Гурских, которая может стать одним из самых востребованных объектов в районе Августовского канала. Вложили уже немалые деньги. Дай Бог, чтобы у них не опустились руки. Но если такие проекты не заканчиваются успехом, то 10—20 человек, которые живут в этом регионе, подумают: раз произошел провал у опытного предпринимателя, почему должно получиться у меня? Лучше я тоже не буду рисковать.
Надо понимать, что в туристической сфере у нас достаточно сильные конкуренты. Все соседние страны очень интересные. Польша с морем на севере и горами на юге, с многовековой историей, уникальной природой и знаменитыми на весь мир людьми, такими как Николай Коперник, Мария Склодовская-Кюри, Фредерик Шопен... Есть что предложить приезжим Литве, Латвии, Эстонии, Украине, России.
Может быть, с небольшим запаздыванием, но мы делаем правильные шаги. Упрощение визового режима не даст быстрого притока туристов. Их количество не увеличится за год или два в два-три раза. Но в любом случае это позитивные изменения. Нам нужно понимать, что конкуренция очень высока. В той же Польше или Литве огромное количество гостиниц. Эти государства живут в едином безвизовом пространстве Евросоюза. И нам не всегда просто конкурировать.
Думать не только о прибыли
Алла Летяго, менеджер по корпоративным коммуникациям
Туристическая отрасль нашей страны в последние несколько лет стала интенсивно развиваться: появляются новые маршруты, актуальные музейные экспозиции, улучшаются условия отдыха и досуга как для наших граждан, так и для гостей страны. Также упрощается въезд на территорию Беларуси для иностранных туристов.
Конечно, помочь развитию туристического потенциала могут не только органы государственной власти, министерства и ведомства, принимая решения, улучшающие условия посещения Беларуси. Бизнес также может повлиять на привлечение туристов, которые интересуются нашим наследием, историей, культурой, альтернативными видами отдыха, развлечениями “со смыслом”.
В 2012 году в здании “Оливарии”, на одном из старейших действующих производств страны с богатым уникальным наследием, связанным с личностью знаменитого мэра Минска графа Чапского, был создан единственный у нас музей пивоварения. Уникальность его заключается в сочетании действующего производства с его размещением в историческом здании XIX века. Музей стал одним из первых центров промышленного туризма в стране, его с удовольствием посещают туристы из разных государств. Со времени его открытия годовая посещаемость экскурсий значительно возросла: в 2016 году здесь побывало почти 5500 человек, что выше первоначальной цифры в 2,5 раза.
При развитии туризма важно ориентироваться не только на внутренний потенциал, но и на зарубежных гостей. На данный момент белорусы составляют примерно 70% посетителей музея “Оливария”, остальные 30% — это иностранцы, для которых экскурсии могут проводиться на английском языке. Постоянный поток посетителей идет из России. Примерно 40% туристов — это организованные группы, поэтому предприятиям важно наладить сотрудничество с туристическими агентствами, присутствовать в каталогах и на туристических сайтах в интернете.
Бизнес может и должен активно участвовать в жизни городов. Это также будет способствовать привлечению приезжих. Таких примеров немало. Это касается восстановления наследия графа Чапского, реконструкции исторического комплекса на “Острове радости” в его родовом имении Станьково. Теперь любой желающий может отдохнуть в реконструированной ротонде, прогуляться по берегу водоема, полюбоваться закатом на пристани.
В прошлом году в Минске впервые за долгое время благодаря помощи бизнесменов прошел европейский фестиваль “А-фест”, который собрал в Лошицком парке около 80 тысяч человек. Такие масштабные мероприятия способны привлекать туристов не только из белорусских городов, но и из стран-соседок: России, Украины, Польши, Литвы и др. У фестиваля была своя особенная и неповторимая атмосфера, все посетители отдыхали культурно и по-европейски, со вкусной едой под современную музыку.
Нынешний год также обещает быть богатым на культурные события, участие в организации которых принимают деловые круги: 8 апреля в Верхнем городе Минска прошел фестиваль уличной музыки Karol Jan Open Air. Опен-эйр собрал 15 уличных стрит-бэндов, которые выступали на трех сценах до самого вечера. Гостей также “разогревали” специальные музыкальные миксы от баров самой тусовочной улицы города Зыбицкой и первое в Беларуси стрит-караоке. Послушать музыку под открытым небом пришли не только минчане, но и гости города, которые без устали пели и танцевали на брусчатке Верхнего города на протяжении 7 часов.
Все эти инициативы иллюстрируют интерес как жителей Беларуси, так и иностранцев к подобным культурным событиям. А это значит, что потенциал для развития и внутреннего, и въездного туризма у нас есть. Бизнесу нужно выбирать правильные и актуальные инструменты для привлечения гостей, грамотно продвигать свои инициативы и, главное, любить свое дело.