Эпоха одинаковых лиц: когда тренд TikTok Pretty сбавит обороты

Затерянные в толпе

В потоке однотипных женских лиц, которые смотрят на нас с аккаунтов в соцсетях и мелькают по телевизору в хронике селебрити, сегодня легко запутаться. Похожие друг на друга как две капли воды жены и любовницы, состязающиеся за внимание аудитории блогерши, лучшие подружки и случайные попутчицы в метро. Появился какой-то растиражированный стандарт женской красоты, которому миллионы представительниц прекрасного пола, вне зависимости от возраста, разом решили соответствовать. И это в мире, где изобилие выбора и возможностей быть уникальной! Откуда вообще взялась эта тенденция — быть как все?

Философия трансформера

В семье моей хорошей знакомой Лидии разыгралась настоящая мелодрама: 20-летняя дочь спустила на пластическую операцию и косметологические процедуры все деньги, которые заботливые родители копили ей на строительство однушки. С точки зрения Арины — она совершила выгодную инвестицию в собственную внешность. С точки зрения Лидии и ее супруга — девочка окончательно сошла с ума в попытках быть похожей на нечто среднее между актрисой Юлией Снигирь, женой рэпера Джигана Оксаной Самойловой и блогершей Милашей, на «видосиках» которой «подвисает» последний год.

Результат, безусловно, получился впечатляющим: некогда русоволосая и, чего уж там лукавить, простоватая Арина превратилась в брюнетку с красиво очерченными скулами, объемными губами в форме бантика и наращенными едва не до бровей (тоже, к слову, подвергшихся «тюнингу») ресницами. Возникла только одна проблема: теперь девушку не отличить от огромного количества ее сверстниц.

— Понимаешь, меня даже не тот факт больше добил, что она решила быть без квартиры, зато с накачанным всякой дрянью лицом. Просто я видела ее подружек — они же как сиамские близнецы, только моделями айфонов и отличаются, хотя тоже не факт. Все темноволосые с гладкими наращенными гривами, все одинаково красятся, у всех одна манера одеваться. Как их парни не путают? А может, и путают… — философствует Лидия.

У Арины своя правда. Она уверена: теперь, став такой, как все, наконец-то будет принята в молодежной тусовке.

— Мама и папа не догоняют, как мне было сложно вписаться в нормальное окружение со своим носом-картошкой и волосами мышиного цвета. Внешность — это наша визитная карточка. Никто не станет разбираться, какой ты там на самом деле в глубине души хороший человек, если фейсом не вышел, — яростно оправдывает свой поступок новоявленная обладательница «инстаграмного лица». — Моя подруга так в двух фирмах собеседование завалила, а вы мне про эту квартиру! Да накоплю я на нее, если буду красивой, потому что красивая — значит успешная!

Принять неидеальность

На самом деле стремление соответствовать неким идеалам, принятым в обществе в конкретный временной промежуток, — тенденция, характерная не только для XXI века, говорит семейный психолог Светлана Жуковская:

— Мода на модификации собственного тела берет начало с древних времен, стоит только вспомнить, какие невероятные усилия (нередко инвалидизирующие!) предпринимали люди и в древних племенах, и в эпоху Средневековья. Если говорить об этом с точки зрения социальной психологии, то желание «быть как все» и «соответствовать» — это отчасти всего лишь стремление обеспечить себе определенный уровень безопасности и комфорта, не выделяясь из толпы. К сожалению, в наше время к этому присоединяются и другие факторы, влияние которых стало невероятно мощным с развитием социальных сетей. Во многом, безусловно, это вклад агрессивного маркетинга — выгодно продавать идею о том, что без пластической хирургии, инъекционных косметологических процедур, различного биохакинга человек автоматически становится «на ступеньку ниже», менее востребованным и заранее проигравшим в конкуренции. 

— Кризис идентичности — это ведь не с внешности началось?

— Безусловно, проблема куда более глубокая. Навязчивое стремление изменить внешность скорее отражение серьезных психологических процессов. Люди сейчас склонны совершать намного больше импульсивных покупок под влиянием так называемых инфлюенсеров, не успевая даже задуматься о том, нужен ли им тот или иной товар, подходит ли он. Эти тенденции полностью соответствуют тому, что принято называть обществом потребления. 

Интересно, что, создавая «идеальную картинку», многие из нас действительно нередко утрачивают индивидуальность: результат пластической хирургии и инъекционной косметологии, стремление одеваться в соответствии с трендами и так далее приводят к тому, что иногда абсолютно чужие люди кажутся чуть ли не родственниками — настолько они похожи!

— История, как известно, циклична, и у эпохи одинаковых лиц рано или поздно наступит конец. Но сумеем ли мы научиться ценить свою индивидуальность?

— Это очень сложный вопрос. Если дети воспитываются в семье родителей, которые дни напролет проводят в социальных сетях и, по сути, сами поглощены мыслью о необходимости соответствовать, то шансы на то, чтобы ценить индивидуальность, у таких детей невелики. В то же время возьмем поколение наших родителей: про соцсети они еще даже отдаленного представления не имели, зато как активно использовали в своих воспитательных процессах «чудесные» фразы: «будь как все», «не выделяйся», «не будь выскочкой». Все это с детства формирует убежденность в том, что отличаться — опасно и нежелательно. 

Поэтому, на мой взгляд, взращивать индивидуальность и личностную «отдельность» важно не в подростковом возрасте, а намного раньше. Но для того чтобы поддержать ребенка в принятии собственной уникальности, надо сначала научиться ценить это в себе, признавая и принимая свою неидеальность. 

Валюта желания

В 2019 году журналистка Джая Толентино в своем эссе («Эпоха лиц социальных сетей») описала феномен типизации женской красоты в цифровую эпоху. Сегодня, когда TikTok взял пальму первенства у других соцсетей в качестве главной площадки визуальной фешен-культуры, алгоритмы платформы стали массово продвигать абсолютно идентичные лица: пухлые губы, совершенные пропорции лица, идеальные брови, миндалевидные глаза и чувственный взгляд в камеру. Этот тренд на внешность получил название TikTok Pretty и стал новой валютой желания.
Укрепление собственной идентичности стоит начинать с формирования права на индивидуальное мнение. Ребенок в семье должен принимать участие в каких-то обсуждениях, которые уместны по возрасту. Важно выслушивать точку зрения младшего поколения, даже если она не совпадает с вашей, не обесценивая и не пренебрегая. 

Именно с таких азов начинается принятие девочкой себя как личности, уважение к своему внутреннему миру и внешней составляющей.
lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter