Возрождение традиций, развитие туризма: почему стоит придать динамику процессу регистрации географических указаний

Застолбить бренд на местности

Тульский пряник не пекут в Краснодаре, а швейцарские часы не производят в Англии. Павлопосадские платки, дулевский фарфор, «Ессентуки» — не только прямые ассоциации товаров с конкретными населенными пунктами и странами, но и национальное достояние. А кроме того, это охраняемые объекты интеллектуальной собственности. В Беларуси зарегистрировано всего три наименования мест происхождения товара. И в этом списке нет знаменитых слуцких поясов. Почему? Ведь потенциал-то огромный: исконно белорусские ремесла, блюда, напитки, одежда, обувь. Чтобы проанализировать ситуацию, корреспондент «Р» обратилась в Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) и узнала, какие изменения в законодательстве будут стимулировать бизнес чаще заявлять об уникальных белорусских продуктах.

Некоторые предприятия производят действительно уникальный продукт.
Фото Владимира ШЛАПАКА

Примерим опыт

Небольшой ликбез. В Беларуси действует старая редакция Закона «О географических указаниях», в которой предусматривается предоставление правовой охраны «наименованию места происхождения товара». Перечень таких наименований, сведения о которых внесены в Государственный реестр наименований мест происхождения, насчитывает 32 иностранных и три национальных: минеральная вода «Минская», «Лидское пиво» и «Лидский квас».

В России до прошлого года также регистрировались только наименования мест происхождения товара. Это значит, что продукт, о котором идет речь, на определенной территории создается под ключ. Здесь для него и сырье добывается, его и производят, и упаковывают. Сегодня страна-соседка предусмотрела возможность получения правовой охраны на новый объект — географическое указание. Что изменилось? Слово начальнику управления товарных знаков НЦИС Наталье Синишовой:

— И географическое указание (ГУ), и наименование места происхождения товара (НМПТ) предполагают наличие качественной связи обозначаемого ими товара и места его происхождения. Оба эти понятия дают потребителю информацию о месте происхождения товара, качествах, репутации и (или) других характеристиках, присущих этому товару. Основная разница между этими терминами заключается в том, что НМПТ обозначает более сильную связь товара и места его происхождения. Такое размытое разделение понятий не позволяет определить в законодательстве четкие критерии отличий между этими средствами индивидуализации товаров. 

В России для увеличения количества регистраций географических указаний создана федеральная программа, которая призвана поддержать регионы в развитии фермерства и традиционных ремесел. В соответствии с этой программой действуют льготные условия для субъектов. 

Надо понимать, географическое указание не принадлежит кому-то одному. Например, наша минеральная вода «Минская». Она добывается в конкретном регионе, отличается глубиной залегания и степенью минерализации. А значит, в своем роде уникальна. Производителю, который ее добывает, выдается право пользования наименованием места происхождения товара «Минская». Само же наименование места происхождения товара подлежит регистрации в государственном реестре и, по сути, является национальным достоянием. Только тот, кто получил от государства такое право пользования, может маркировать свою продукцию этим обозначением, а также запрещать другим производителям, которым такое право не предоставлено, использовать его.

Регистрация географических указаний будет сохранять, продвигать историко-культурное и духовное наследие.
SB.BY

Грядут перемены

В декабре 2019 года подписаны изменения в Закон «О географических указаниях». Они вступят в силу уже в августе этого года. В НЦИС разработали четкий механизм процедуры регистрации, определили компетентный орган, его обязательства, как заявителю с ним сотрудничать, и предложили снизить ставки патентных пошлин за регистрацию географического указания, чего ждут многие субъекты хозяйствования.

— Процедура регистрации несложная. Основная задача субъекта хозяйствования — получить заключение компетентного органа. Компетентным органом определена Национальная академия наук и все ее подведомственные организации — именно они будут выдавать заключения. Заявитель должен заключить договор с этой организацией, а после того как получит ее заключение и уплатит пошлину, НЦИС проведет заключительный анализ всех представленных документов и внесет в Государственный реестр географических указаний это наименование. Субъект же получит право пользования географическим указанием на 10 лет и сможет продлевать его неограниченное количество раз, — рассказывает Наталья Синишова.

По словам заместителя генерального директора НЦИС Алексея Курмана, заинтересованность в изменениях в законе у белорусских предприятий уже есть.

Во-первых, некоторые предприятия производят действительно уникальный продукт. Для них это не только получение дополнительной прибыли, оригинальность вкусовых качеств и технологий создания, это еще и реклама местности, деревни, города и страны в целом, продвижение имиджа. Прибавим безвизовый режим, совершенствование инфраструктуры — и можно развить туризм в регионах: экскурсии на производстве, мастер-классы, покупка товаров. 

В НЦИС отмечают, что для придания импульса процессу регистрации географических указаний в стране необходима поддержка со стороны Правительства. В развитии этой темы могут быть заинтересованы местные исполнительные власти, отделы культуры, которые глубже знают традиции своего района, что становится актуально в связи с объявленными 2018–2020 годами малой Родины. Безусловно, регистрация географических указаний будет сохранять, продвигать историко-культурное и духовное наследие.

Слуцкие пояса известны за рубежом, туристы покупают их и тем самым славят Беларусь. Однако чтобы стимулировать возрождение слуцких поясов, была создана отдельная государственная программа. Руховские ковры, дрибинские валенки, неглюбские рушники, оршанский лен, рогачевская сгущенка, жоровский хлеб, сапропелевые грязи озера Судобль — вот лишь малая часть потенциальных объектов для регистрации в качестве географических указаний.

Будем защищаться

Продукция крупных белорусских предприятий очень востребована на других рынках. Те, кто зарегистрировал географические указания, озаботился их защитой, теперь имеют возможность получить регистрацию в других странах, куда экспортируют свою продукцию. Наталья Синишова поясняет:

— Если производитель регистрирует товарный знак, то при обнаружении подделки оценивается ее сходство до степени смешения с оригиналом — охраняемым товарным знаком. Из-за этого возникает множество споров, дела доходят до суда. Если же охрана будет предоставлена географическому указанию, то в отношении обнаруженной контрафактной продукции достаточно определить, имеет ли данный производитель право использовать такое наименование при маркировке продукции. Отслеживать появление подделок на полках — в первую очередь интерес правообладателя. Тот, кто беспокоится о своей интеллектуальной собственности,  тот и занимается мониторингом ситуации. Но помочь в этом деле могут, например, торговые сети, общественные организации, защищающие права потребителей, ассоциации производителей. Соответственно, уникальную белорусскую продукцию можно и нужно защищать за рубежом, если развивать и использовать систему охраны географических указаний.

malyshchyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter